63.76 € 71.17

Сотни рейсов в США были отменены из-за неисправности GPS

Один из экспертов в сфере авиации 9 июня 2019 года обратился к аудитории Твиттер: «Кто-нибудь знает, что случилось с GPS/ADS-B прошлой ночью?». АЗН-В (автоматическое зависимое наблюдение-вещание, англ. ADS-B — Automatic dependent surveillance-broadcast)  — технология, позволяющая и лётчикам в кабине самолета, и авиадиспетчерам на наземном пункте наблюдать движение воздушных судов с большей точностью, чем это было доступно ранее, и получать аэронавигационную информацию; внедряется в настоящее время в США, России и других странах.

Интересно, что проблема была распространена, но СМИ ее  почти не освещали. Случись такая неприятность в рабочие дни, ведущие издания США осветили бы эту проблему. Молчание официальных источников и прессы порождает несколько слухов. Возможно, что сбой стал результатом усиления мер безопасности в отношении беспилотных летательных аппаратов.

Пояснения дали эксперты Federal Aviation Administration (FAA; центральный орган государственного управления США в области гражданской авиации). Выяснилось, что на некоторых воздушных судах, оснащенных курсовертикалями Rockwell Collins GPS 4000-100 и приемниками GPS ADS-B определенных марок, появляются сообщения: «Сбой ADS-B», «Сбой TCAS» или «Сбой транспондера». Самолетам без рабочих ретрансляторов было предписано координировать свои действия с FAA перед вылетом, а максимальная высота полета не должна превышать 8500 метров.

Rockwell Collins, приобретенная компанией United Technologies в прошлом году, поставляет системы и услуги в области авиации и информационных технологий. Эта проблема, по-видимому, связана с некоторыми системами ADS-B, которые отправляют данные о полете для сбора наземными станциями. «Система ADS-B зависит от правильности функционирования данных GPS. Проблема с качеством данных GPS нарушила нормальные функции ADS-B на некоторых самолетах», – пояснили эксперты интернет-портала Hackday.

Чем была вызвана проблема: плохими данными GPS или обновлением программного обеспечения? На момент публикации статьи в Forbes было не известно. Проблема привела к отмену более 400 рейсов между городами США. Представитель Delta Air Lines сообщил об отмене 80 своих рейсов.

Онлайн-эксперты отмечали, что проблема коснулась в первую очередь самолетов CRJ (Canadair Regional Jet) канадской Bombardier, Boeing 737, 717 и, возможно, 767. «Мы работаем, чтобы определить причину проблемы. Это могло произойти в результате обновления программного обеспечения бортовых навигационных систем», сообщалось в официальном заявлении FAA.

Не было немедленного ответа или комментария от Collins Aerospace, дочерней компании United Technologies. Collins Aerospace является одним из крупнейших в мире поставщиков аэрокосмической и оборонной продукции со штаб-квартирой в США.  

«Любой пользователь смартфонов мог обнаружить недоступность GPS. То, как система GPS самолета реагирует на это, зависит от программного обеспечения, встроенного в приемник GPS. В случае сбоя системы пилотам для навигации придется полагаться на более старые системы, к примеру VOR. (Very high frequency Omni directional radio Range; Всенаправленный радиомаяк. Обеспечивает выдачу информации об азимуте летательного аппарата). Системе воздушного судна с ADS-B необходимы данные о местоположении для работы. Если пилот не сможет предоставить данные о координатах, то авиадиспетчерам придется полагаться на устаревшие радары. Все это может негативно повлиять на обеспечение безопасности полета», – отмечали эксперты Hackday.

Автор: Зак Доффман (Zak Doffman), основатель и генеральный директор Digital Barriers для Forbes

Обновление:

По данным Ain Online, проблема была связана с дополнительной (високосной, скачущей, leap second) секундой, добавляемой ко всемирному координированному времени для согласования его со средним солнечным временем UT1. Проблема крылась в работе курсовертикалей Rockwell Collins. GPS-устройства Collins из-за этой секунды не смогли настроится на спутники, а самолеты – передавать свои координаты.

«Основная причина – ошибка работы программного обеспечения, которое неправильно интерпретировало обновления времени GPS. Событие Leap Second происходит раз в 2,5 года в рамках обновления GPS систем со стороны правительства США. Наши вычисления времени в программном обеспечении GPS-4000S (p/n 822-2189-100) и GLU-2100 (p/n 822-2532-100) отреагировали на этот скачок. Поэтому при включении курсовертикалей наблюдались сбои.  Правительство США сообщало об обновлении данных в GPS системе в воскресенье в 0:00 GMT. После этого начались сбои», сообщалось в официальном заявлении Rockwell Collins.
Подписаться на новости Обсудить Оцифруй свой бизнес!

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений