Алексей Градов: «Мы планируем запуск сервиса «Делимобиль» во всех городах-миллионниках»
Каршеринговые сервисы активно развиваются в России. Например, «Делимобиль», который начал свою работу в Москве осенью 2015 года, уже предоставляет услуги в Санкт-Петербурге. Сейчас сервис планирует региональную экспансию, о чем в интервью iot.ru рассказал Алексей Градов, генеральный директор «Делимобиль».
— Как бы вы охарактеризовали развитие сервисов каршеринга в России и мире в 2016 году? В чем вы видите ключевые отличия?
— Налицо активное развитие каршеринговых сервисов в мире. Ключевые отличия заключаются в том, что предоставлением автомобилей в краткосрочную аренду в России занимаются профессиональные инвесторы. На Западе подобные услуги оказывают исключительно автопроизводители.
В России после запуска «Делимобиль» о каршеринге в принципе узнали. Сейчас на отечественном рынке работает семь компаний, предоставляющих услуги краткосрочной поминутной арены автомобиля. Доля «Делимобиля» на отечественном рынке каршеринга составляет более 70%.
Сейчас мы ведем переговоры с администрацией города Тегеран (Иран) о запуске сервиса каршеринга. До конца февраля мы намерены запустить переговоры с администрацией города Касабланка (Марокко). В этих городах мы планируем работать под торговой маркой «Делимобиль» по модели франчайзинга.
— Опыт каких каршеринговых сервисов вы изучили прежде, чем запуститься в Москве?
— Мы тщательно изучили опыт каршеринговых сервисов, которые функционируют в странах Западной Европы и Северной Америки. За основу работы «Делимобиль» мы взяли опыт работы миланского каршеринга Enjoy. Управление сервисом осуществляется с помощью мобильного приложения. Завершить аренду Enjoy можно в любом месте города, но с соблюдением правил дорожного движения.
Другие каршеринговые сервисы организовывают специальные площадки с дорожной разметкой. Мы считаем, что для пользователей это крайне неудобно. Нам было важно, чтобы клиенты смогли начинать и завершать аренду в любом месте города, в том числе на платных парковках. После договоренностей с правительством Москвы мы запустили «Делимобиль».
— Какие ключевые различия между пользователями в Москве и Санкт-Петербурге вы видите?
— В Санкт-Петербурге мы начали заключать договоры с 1 ноября, а автомобили в прокате появились 30 января. Скорость роста клиентской базы в Санкт-Петербурге в два раза быстрее, чем при запуске сервиса в Москве.
Тем не менее, емкость рынка в Санкт-Петербурге значительно ниже, чем в Москве. Мы планируем, что до конца 2017 года клиентская база «Делимобиль» в Санкт-Петербурге составит не менее 100 тыс. человек, в Москве – не менее 300 тыс. человек.
Основное различие между Москвой и Санкт-Петербургом – путевой маршрут. Так, в Санкт-Петербурге «Делимобиль» чаще используют в спальных районах, в Москве – в центре. Различны и цели поездок. В Северной столице наши автомобили в основном используют для поездок в торговые центры и магазины, а в Москве – по текущей работе. Еще одно кардинальное расхождение заключается во времени пользования. Например, в Санкт-Петербурге на текущий момент чаще используются делимобили в будние дни, в Москве – в выходные.
По нашим исследованиям, в Москве сервисом преимущественно пользуются мужчины (80% абонентской базы), а средний возраст клиента – 25-40 лет. 40% работают в ЦАО, занимают позиции специалистов и руководителей среднего звена, имеют высшее образование. В Санкт-Петербурге мы планируем провести исследование после того, как устоится клиентская база.
Различий между двумя городами очень много. Можно утверждать, что рынки Санкт-Петербурга и Москвы совершенно разные. В других городах необходимо проводить первичные социологические исследования и подстраиваться под модель конкретного мегаполиса.
— Расскажите, пожалуйста, о ваших планах в Москве и Санкт-Петербурге в 2017 году.
— В течение 2017 года парк «делимобилей» в Москве планируется увеличить до 2 тыс. единиц, а в Санкт-Петербурге в первом квартале – до 300 машин.
— Во всех ли мегаполисах России есть спрос на услуги каршеринга?
— Мы планируем запуск сервиса «Делимобиль» во всех городах-миллионниках по модели франчайзинга. Сейчас наши специалисты анализируют заявки по нескольким регионам страны, включая Новосибирск, Екатеринбург и Казань. В данном вопросе мы рассчитываем в большей степени на компетенцию наших потенциальных партнеров. Детальный анализ рынка (количественные опросы, фокус-группы, финмоделирование и бизнес-планирование) мы производили только по Москве и Санкт-Петербурге – в городах, где «Делимобиль» запустился самостоятельно.
Компании-партнеры – это не только автопарки, автодилеры и инвесторы, связанные с транспортным бизнесом, но и другие интересанты. Мы не станем ограничивать партнеров в выборе автомобилей для проката. Сейчас для «Делимобиля» в двух столицах используются Hyundai Solaris, так как по стоимости самих машин и технического обслуживания мы получили лучшие условия. Мы можем рассмотреть и другие марки для использования в регионах по партнерским программам.
В любом случае, спрос на услуги каршеринга есть, необходимо лишь рассчитать, насколько он большой. Перед запуском в новых городах мы будем решать вопросы, связанные с возможными репутационными рисками. Ведь проект «Делимобиль» несет социальную направленность, а «делимобили» мы считаем общественным транспортом.
— Сейчас ваш автопарк состоит из Hyundai Solaris. Не планируете ли вы рассмотреть варианты каршеринга с использованием люксовых авто? Насколько это реально в российских условиях?
— Мы не планируем в ближайшее время делать каршеринг люксовых автомобилей. Стоимость аренды дорогого автомобиля значительно выше, чем обычного. Концепция «Делимобиля» - предоставить клиентам более экономичные варианты передвижения по городу, нежели предлагают такси или другие виды общественного транспорта.
— Какие новые сервисы появятся в «Делимобиле»?
— Сервис должен быть максимально удобным для клиентов, в какой-то степени комфортнее личного транспорта. В наших планах – введение посуточного тарифа, функции страхования жизни, которую можно подключить в приложении.
— Какими будут драйверы роста рынка каршеринга в России и в мире в 2017-2019 гг?
Люди будут отказываться от машин личного транспорта, переходить на модели совместного использования автомобилями – преимущественно пользоваться сервисами каршеринга. Например, около 40% наших клиентов отказались от использования личного транспорта по будням в пользу каршеринга. В то же время о продаже личных автомобилей задумывается около 30%. Это происходит потому, что в Москве, впрочем, как и во всем мире, преобладают тенденции увеличения зоны платного парковочного пространства.
Подготовил Виталий Мосеев
Источник фото: Akimov Igor / Shutterstock, Inc.
Подписаться на новости
Обсудить
— Как бы вы охарактеризовали развитие сервисов каршеринга в России и мире в 2016 году? В чем вы видите ключевые отличия?
— Налицо активное развитие каршеринговых сервисов в мире. Ключевые отличия заключаются в том, что предоставлением автомобилей в краткосрочную аренду в России занимаются профессиональные инвесторы. На Западе подобные услуги оказывают исключительно автопроизводители.
В России после запуска «Делимобиль» о каршеринге в принципе узнали. Сейчас на отечественном рынке работает семь компаний, предоставляющих услуги краткосрочной поминутной арены автомобиля. Доля «Делимобиля» на отечественном рынке каршеринга составляет более 70%.
Сейчас мы ведем переговоры с администрацией города Тегеран (Иран) о запуске сервиса каршеринга. До конца февраля мы намерены запустить переговоры с администрацией города Касабланка (Марокко). В этих городах мы планируем работать под торговой маркой «Делимобиль» по модели франчайзинга.
— Опыт каких каршеринговых сервисов вы изучили прежде, чем запуститься в Москве?
— Мы тщательно изучили опыт каршеринговых сервисов, которые функционируют в странах Западной Европы и Северной Америки. За основу работы «Делимобиль» мы взяли опыт работы миланского каршеринга Enjoy. Управление сервисом осуществляется с помощью мобильного приложения. Завершить аренду Enjoy можно в любом месте города, но с соблюдением правил дорожного движения.
Другие каршеринговые сервисы организовывают специальные площадки с дорожной разметкой. Мы считаем, что для пользователей это крайне неудобно. Нам было важно, чтобы клиенты смогли начинать и завершать аренду в любом месте города, в том числе на платных парковках. После договоренностей с правительством Москвы мы запустили «Делимобиль».
— Какие ключевые различия между пользователями в Москве и Санкт-Петербурге вы видите?
— В Санкт-Петербурге мы начали заключать договоры с 1 ноября, а автомобили в прокате появились 30 января. Скорость роста клиентской базы в Санкт-Петербурге в два раза быстрее, чем при запуске сервиса в Москве.
Тем не менее, емкость рынка в Санкт-Петербурге значительно ниже, чем в Москве. Мы планируем, что до конца 2017 года клиентская база «Делимобиль» в Санкт-Петербурге составит не менее 100 тыс. человек, в Москве – не менее 300 тыс. человек.
Основное различие между Москвой и Санкт-Петербургом – путевой маршрут. Так, в Санкт-Петербурге «Делимобиль» чаще используют в спальных районах, в Москве – в центре. Различны и цели поездок. В Северной столице наши автомобили в основном используют для поездок в торговые центры и магазины, а в Москве – по текущей работе. Еще одно кардинальное расхождение заключается во времени пользования. Например, в Санкт-Петербурге на текущий момент чаще используются делимобили в будние дни, в Москве – в выходные.
По нашим исследованиям, в Москве сервисом преимущественно пользуются мужчины (80% абонентской базы), а средний возраст клиента – 25-40 лет. 40% работают в ЦАО, занимают позиции специалистов и руководителей среднего звена, имеют высшее образование. В Санкт-Петербурге мы планируем провести исследование после того, как устоится клиентская база.
Различий между двумя городами очень много. Можно утверждать, что рынки Санкт-Петербурга и Москвы совершенно разные. В других городах необходимо проводить первичные социологические исследования и подстраиваться под модель конкретного мегаполиса.
— Расскажите, пожалуйста, о ваших планах в Москве и Санкт-Петербурге в 2017 году.
— В течение 2017 года парк «делимобилей» в Москве планируется увеличить до 2 тыс. единиц, а в Санкт-Петербурге в первом квартале – до 300 машин.
— Во всех ли мегаполисах России есть спрос на услуги каршеринга?
— Мы планируем запуск сервиса «Делимобиль» во всех городах-миллионниках по модели франчайзинга. Сейчас наши специалисты анализируют заявки по нескольким регионам страны, включая Новосибирск, Екатеринбург и Казань. В данном вопросе мы рассчитываем в большей степени на компетенцию наших потенциальных партнеров. Детальный анализ рынка (количественные опросы, фокус-группы, финмоделирование и бизнес-планирование) мы производили только по Москве и Санкт-Петербурге – в городах, где «Делимобиль» запустился самостоятельно.
Компании-партнеры – это не только автопарки, автодилеры и инвесторы, связанные с транспортным бизнесом, но и другие интересанты. Мы не станем ограничивать партнеров в выборе автомобилей для проката. Сейчас для «Делимобиля» в двух столицах используются Hyundai Solaris, так как по стоимости самих машин и технического обслуживания мы получили лучшие условия. Мы можем рассмотреть и другие марки для использования в регионах по партнерским программам.
В любом случае, спрос на услуги каршеринга есть, необходимо лишь рассчитать, насколько он большой. Перед запуском в новых городах мы будем решать вопросы, связанные с возможными репутационными рисками. Ведь проект «Делимобиль» несет социальную направленность, а «делимобили» мы считаем общественным транспортом.
— Сейчас ваш автопарк состоит из Hyundai Solaris. Не планируете ли вы рассмотреть варианты каршеринга с использованием люксовых авто? Насколько это реально в российских условиях?
— Мы не планируем в ближайшее время делать каршеринг люксовых автомобилей. Стоимость аренды дорогого автомобиля значительно выше, чем обычного. Концепция «Делимобиля» - предоставить клиентам более экономичные варианты передвижения по городу, нежели предлагают такси или другие виды общественного транспорта.
— Какие новые сервисы появятся в «Делимобиле»?
— Сервис должен быть максимально удобным для клиентов, в какой-то степени комфортнее личного транспорта. В наших планах – введение посуточного тарифа, функции страхования жизни, которую можно подключить в приложении.
— Какими будут драйверы роста рынка каршеринга в России и в мире в 2017-2019 гг?
Люди будут отказываться от машин личного транспорта, переходить на модели совместного использования автомобилями – преимущественно пользоваться сервисами каршеринга. Например, около 40% наших клиентов отказались от использования личного транспорта по будням в пользу каршеринга. В то же время о продаже личных автомобилей задумывается около 30%. Это происходит потому, что в Москве, впрочем, как и во всем мире, преобладают тенденции увеличения зоны платного парковочного пространства.
Подготовил Виталий Мосеев
Источник фото: Akimov Igor / Shutterstock, Inc.
Назад