Высокотехнологичная экономика нуждается в развитии и онлайн, и офлайн-обучения
На прошедшем недавно форуме «Транспортное образование и наука» было озвучено: высокотехнологичные секторы экономики нуждаются в новых образовательных программах, объединяющих разнопрофильные вузы и обучающих IT-компетенциям. iot.ru узнал у экспертов, какие еще существуют образовательные тренды, и как их реализовать на практике.
По словам создателя сети клубов робототехники РОББО Павла Фролова, о том, что Россия нуждается в серьезном обучение IT-компетенциям, говорят уже давно.
«И не только на уровне вузов! Подготовку нужно начинать в школе или даже во время дошкольного периода. Это вполне возможно – в 70-80 годах в СССР школьники и студенты всех возрастов очень активно занимались техническим творчеством», – обращается к истории Павел Фролов.
Далее, эксперт возвращается к современности, называя актуальные образовательные тренды, среди которых понижение порога вхождения и снижение возрастных требований. Таким образом, заниматься программированием, робототехникой или моделированием, по мнению Павла Фролова, сейчас способен любой человек.
Другой эксперт, гендиректор Высшей школы информационных технологий и безопасности HackerU Олесья Горьковая, трендами ближайших пяти-семи лет называет увеличение доли онлайн-образования; удешевление образовательных технологий; профориентацию не только при выборе образования, но и методов обучения; увеличение числа курсов и программ переквалификации для взрослых.
«Эти тенденции уже начали двигать устоявшуюся государственную структуру IT-образования в сторону повышения независимых, частных элементов: школ, академий, центров переквалификации и др. Новые образовательные структуры в отличие от вузов могут быстрее и эффективнее реагировать на изменения рынка труда, подстраиваться под запросы бизнеса», – убеждена Олесья Горьковая, предлагающая для решения проблемы нехватки IT-специалистов развивать центры дополнительного образования как для студентов, так и для взрослых.
В продолжение темы директор по персоналу и работе с университетами SAS Россия/СНГ Юлия Санина говорит о заметном отрыве теории от практики и нехватке реальных кейсов.
«Технические вузы и факультеты могут давать приличный уровень теоретической подготовки, но эти знания почти всегда оторваны от реалий бизнеса», – полагает Юлия Санина, отчасти объясняя сложившуюся ситуацию тем, что успешные IT-специалисты, обладающие большим опытом проектной работы, редко идут преподавать в вузы, предпочитая сотрудничать с ведущими компаниями.
Уменьшить разрыв между вузами и реальным бизнесом могут помочь стажировки и курсы повышения квалификации, в том числе в учебных центрах ведущих IT-компаний. При этом на формирование новой системы, в понимании Юлии Саниной, нужно несколько лет планомерной целенаправленной работы вендоров, вузов и государства.
Еще один эксперт, директор по технологиям Hitachi Vantara в North EMEA Ирина Яхина, расширяя список образовательных трендов, говорит о постепенном объединении университетов, бизнеса и корпораций при подготовке специализированных кадров; об интеграции российских университетов с зарубежными программами и включении вузов в общемировые стандарты; о возрастающей роли массовых открытых онлайн-курсов. Для реализации тенденций на практике эксперт предлагает организовать больше активностей в офлайне (конферений, хакатонов, стажировок), но и не забывать развивать онлайн-обучение.
«Оценить ресурсные затраты здесь достаточно сложно: они связаны не столько с какими-то финансовыми вопросами, сколько с построением необходимой инфраструктуры, обеспечивающей внедрение инноваций, а это, в первую очередь, зависит от цифровой грамотности населения, запросов бизнеса и желания участников рынка развивать IT-сферу», – считает в завершении своего комментария Ирина Яхина.
Об инфраструктуре как неотъемлемом пункте в реализации образовательных трендов говорит и генеральный директор Облакотеки Максим Захаренко.
«Не нужно никаких дополнительных ресурсов, достаточно создать климат инновационного предпринимательства и реальную конкурентную среду, где остро ощущается необходимость инновационного развития. Это привлечет необходимые инвестиции и создаст инфраструктуру», – полагает Максим Захаренко, советуя проводить между компаниями открытый онлайновый обмен текущими достижениями.
Наконец, последний опрошенный iot.ru эксперт, менеджер по развитию бизнеса в области Интернета вещей компании Orange Business Services в России и СНГ Владимир Ласовский предлагает говорить о подготовке не только грамотных технических специалистов (вроде, программистов и инженеров), но и бизнес-аналитиков.
«То есть тех людей, которые умеют алгоритмизировать деятельность бизнеса, находить новые возможности для его роста на основе собираемой и накапливаемой информации», – поясняет свою позицию эксперт.
При условии активных действий вузов по привлечению бизнеса в обучение, по прогнозам Владимира Ласовского, уже через пять-семь лет можно будет говорить: новое поколение бизнес-аналитиков отвечает как академическим стандартам, так и реальным потребностям бизнеса, и выступает драйвером конкурентоспособности компаний и различных отраслей экономики.
Назад