Денис Савкин: «Всё производственное оборудование нашего времени должно подключаться к промышленным интернет-сетям» | iot.ru Новости Интернета вещей
99.61 € 103.9

Денис Савкин: «Всё производственное оборудование нашего времени должно подключаться к промышленным интернет-сетям»

За последние три года количество активностей в сфере Интернета вещей выросло в разы. Руководители предприятий не только говорят о цифровой экономике, но и активно внедряют проекты Интернета вещей. Так, порт Гамбурга при помощи IoT  сократил время ожидания разгрузки и загрузки фур и добился двукратного роста пропускной способности. Trenitalia, используя Интернет вещей в связке с аналитическими инструментами, ремонтирует скоростные поезда с минимальными простоями, при этом снизив на 10% расходы на ремонт, а металлурги исследуют заготовки, все реже задействуя дорогостоящее оборудование. По словам Дениса Савкина, руководителя Центра экспертизы решений и технологий SAP СНГ, интерес российского рынка к темам, связанным с IoT, будет только расти.

Как изменилось положение в сфере индустриального Интернета вещей за последнее время?

Savkin2 (1).jpgДенис Савкин: В последнее время произошли определенные перемены в мышлении руководителей, отвечающих за автоматизацию предприятий. Еще три года назад мало кто задумывался о цифровой экономике и об Интернете вещей. Начиная с 2015 года эти темы стали упоминаться очень часто. Из-за резко возросшего числа активностей, связанных с IoT, похоже, что рынок начал «сходить с ума». Если прошлый год был «ознакомительным», то в этом году уже необходимо доказывать внедрениями и реальными проектами в различных индустриях, что Интернет вещей — это направление, которое поможет российскому бизнесу идти вперед.

Как бы вы оценили объем рынка Интернета вещей в России? Чем затруднена такая оценка?

Денис Савкин: Мы пытались различными способами с несколькими консалтинговыми компаниями оценить объем рынка индустриального Интернета вещей в России. Это оказалось непосильной задачей, так как многие проекты компании реализуют самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних организаций. Еще одна трудность оценки рынка была связана с тем, что не устоялось понятие «Интернета вещей» и перечень технологий, которые относятся к этому определению. Например, эксперты могут спорить, является ли АСУ ТП Интернетом вещей.

Мы согласны с рядом экспертов, которые оценивают рынок IoT до 2025 года, в объеме 10-11% мирового ВВП. Из этой цифры порядка 70% придется на сегмент B2B, то есть на индустриальный Интернет вещей.

В работе каких отраслевых ассоциаций участвует ваша компания?

Денис Савкин: На международном уровне наша компания входит в две большие группы. Первая группа – «Платформа «Индустрия 4.0»», была организована правительством Германии и при поддержке немецкого бизнеса, ведущего свою деятельность во многих странах мира. Вторая организация – Industrial Internet Consortium, была основана группой компаний: General Electric, SAP, IBM, Intel и т.д.

Задача этих групп заключается в разработке стандартов в сфере Интернета вещей, в создании модели развития технологий, референциальной архитектуры, глоссария и т.д. Активно работая в двух организациях, мы привносим свои знания и опыт в каждую из них. Приведение терминов к единому знаменателю необходимо, ведь на рынке очень много толкований одних и тех же понятий.

Прошлой осенью представители двух групп провели совместную встречу, по итогам которой сообщили о сотрудничестве. Оба движения вместе решили создать единый подход к Интернету вещей и общее определение технологий.

Также SAP участвует в проектах по стандартизации и разработке протоколов для Интернета вещей в рамках Консорциума Всемирной паутины (World Wide Web Consortium), 3GPP и других организациях.

Полгода назад компания «Ростелеком» анонсировала создание первого отечественного консорциума промышленного интернета. Эта организация займется разработкой сценариев, поиском клиентов и внедрением решений в различных отраслях. Мы заинтересованы в том, чтобы приносить пользу отечественным компаниям и принять активное участие в работе группы.

Какие технологии вы считаете перспективными для Интернета вещей?

Денис Савкин: Мы обладаем полным набором компетенций и продуктов для создания промышленных приложений Интернета вещей: опыт, платформа, готовые решения. Мы работаем в сфере больших данных, создаем новейшие алгоритмы для прогнозных моделей, занимаемся вопросами машинного обучения и искусственного интеллекта. При этом мы не делаем ставку на какой-то один протокол технического взаимодействия между устройствами. Например, у нас есть решение SAP Plant Connectivity, которое позволяет работать в разных сетях и с десятками промышленных протоколов. SAP не делает ставку на определенные протоколы, а решил поддерживать многие.

Еще одна наша инициатива – регулярные встречи с производителями различного оборудования – станков, микроэлектроники. Мы рассказываем им, что они должны выпускать все новое оборудование с мыслью, что техника будет участвовать в сетях промышленного интернета, индустриального Интернета вещей.

Я считаю, что станки, которые не умеют «общаться», не имеют встроенных датчиков, протоколов проводной или беспроводной передачи данных, уже не современны. Все, что производится сейчас, должно уметь подключаться к интернету.

Как вы считаете, что в итоге произойдет с многообразием платформ для Интернета вещей?

Денис Савкин: Сейчас существует множество платформ для Интернета вещей. Ситуация на этом рынке будет развиваться точно так же, как и с ERP-системами.

Так, начиная с середины 90-х годов и вплоть до 2005 года на рынке было большое количество ERP‑систем. Это никак не вредило, а скорее приводило к развитию функциональности решений. В итоге осталось всего три-пять брендов, которые предлагают ERP-системы. С платформами для индустриального Интернета вещей произойдет тоже самое.

Платформ будет множество, но в итоге останется не более десяти успешных. Будут развиваться и специализированные решения, например, для «умного» дома или небольшого офиса, где количество датчиков не превышает, например, десяти.

Если мы говорим и промышленных сетях Интернета вещей, которые работают в режиме реального времени и обрабатывают терабайты информации в минуту, по цене и функциональности они будут значительно дороже, чем решения для массового рынка.

Расскажите, пожалуйста, о проектах, которые были реализованы с применением ваших технологий.

Денис Савкин: Одно из наших интересных комплексных решений было применено в порту Гамбурга. Реализация проекта позволила решить главную задачу: увеличить пропускную способность порта. Здесь очень сложная инфраструктура – подъездные пути, надводные мосты, светофоры расположены компактно на очень малой территории, что создало пробки.

К сожалению, перестроить что-либо или построить дополнительные дороги из-за особенностей проектировки невозможно. В ходе совещаний с заказчиком было принято решение: организовать единую диспетчерскую систему. Каждый грузовой автомобиль, который доставляет или забирает груз из порта, как самолет, регистрируется в системе. Диспетчер отслеживает его перемещение и просит водителя подождать на специальной парковке определенное время. Машина производит загрузку или разгрузку строго по расписанию, что позволяет избежать заторов.

Сейчас функционал системы активно развивается. Изначально к ней было подключено несколько парковок, светофоров и мостов, но система постоянно расширяется на все большее число припортовых объектов.

С помощью информационных табло и мобильных устройств у водителя происходит управление очередью из фур на загрузку и разгрузку. Через некоторое время к инфраструктуре порта стали подключаться многие логистические компании.

Собственник объекта активно ведет разъяснительную работу с клиентами, доказывая необходимость использования новых технологий. SAP, имея успешный опыт порта Гамбурга, создал универсальное решение для управления логистическими центрами и складами. Продукт прошел три основных стадии: решение для конкретного клиента, универсальное решение и расширение функциональности. Практически по такому пути развиваются все наши проекты.

Еще один наш проект реализуется в металлургии. Из сталеплавильных машин выходят заготовки – слябы, покрытые коркой шлака. Чтобы понять, какого качества металл, нет ли дефектов заготовки, ранее приходилось снимать шлак. Очистка от шлака происходила с помощью специальных машин, работа которых стоила определенных средств.

Алгоритмы SAP позволяют собрать информацию с датчиков, проанализировать процесс подготовки заготовки: скорость подачи металла, скорость перемещения кристаллизатора, температуру воды для охлаждения и многие другие параметры.

Это на 75% позволяет сократить количество операций по контролю качества, а, следовательно, и расходы. В реальных суммах предприятие получает возможность экономить более десятки миллионов рублей с одной установки ежегодно.

Наши специалисты сейчас разрабатывают решение, которое подскажет металлургам, что делать со слябом, который не подошел по качеству: переплавить, пустить по определенной технологической цепочке, определить новый сорт.

Активно используют Интернет вещей и в железнодорожной отрасли. Так, Tranitalia запустила проект Predictive Maintenance для обслуживания скоростных электропоездов. В этом решении IoT используется в связке с аналитическим инструментарием. Скоростные составы нельзя ремонтировать по одному вагону, необходима полная профилактика. Простой одного состава приводит к потере значительных средств. Для уменьшения времени ремонта в компании перешли к крупноблочному ремонту.

Достаточно вынуть один крупный агрегат, который нуждается в замене, и поставить новый. Чтобы не хранить дорогие узлы на складах, а они занимают много места, используются решения для анализа большого объема данных, собранных с датчиков, установленных в поезде. Датчики передают параметры работы оборудования (например, вибрацию какого-либо узла электропоезда) в систему. Она прогнозирует вероятность отказа оборудования, исходя из сотен влияющих факторов и, в случае необходимости, оперативно оповещает диспетчера о необходимости скорой замены элемента и внепланового ремонта.

Внедрив Predictive Maintenance, транспортная компания получила всю информацию в режиме реального времени о работе узлов и агрегатов поезда и добилась снижения стоимости ремонтов оборудования в среднем на 10%. Наше решение подскажет также, где лучше заказать запчасти и как скоро их доставят.

Существуют проекты, связанные с сельским хозяйством. Мы создаем решение для мониторинга дронами состояния полей. Таким прототипом заинтересовались многие агропромышленные компании.

Решение Connected Cars от SAP, разрабатывается совместно с крупными производителями, такими, как Volkswagen, Toyota, Mercedes-Benz. Автомобиль в этом случае используется как дополнительный канал продаж. Так, если у водителя заканчивается топливо, то на экране бортового устройства он получает оповещение о ближайшей заправке. Водитель может сравнить условия обслуживания на каждой из АЗС, узнать стоимость топлива и о дополнительных услугах и скидках. Это удобно для водителей, а АЗС получают дополнительных клиентов.

Что лежит в основе перечисленных вами решений?

Денис Савкин: В основе указанных мною решений, как правило, лежит платформа SAP HANA Cloud Platform, которая позволяет конструировать различные IoT решения для предприятий. Компании могут выбрать несколько предлагаемых модулей: безопасность, автоматическое подключение датчиков, устройств, контроллеров, модуль для подключения промышленного оборудования с готовыми протоколами. В случае необходимости информацию можно проанализировать с помощью алгоритмов, работающих с «большими данными».

Для более оперативного принятия решений можно создать мобильные приложения, чтобы все данные отображались на вашем смартфоне или планшете.

Решения ориентированы на различный уровень знаний. В бесплатной версии продуктов SAP есть возможность подключения многочисленных датчиков, например, для «умного» дома, пройти курсы для изучения ПО и т.д.

Как вы считаете, каковы перспективы сервисной модели для Интернета вещей?

Денис Савкин: Я считаю, что Интернет вещей будет развиваться благодаря контрактам жизненного цикла. Тенденция по предоставлению услуг, а не просто оборудования, лишь усилится. Предприятия будут платить не за конкретное оборудование, а за то, что оно производит.

При этом сервисные организации, которым принадлежит установленное оборудование, получая данные с сотен датчиков, смогут прогнозировать период выхода оборудования из строя, снизить количество операций по контролю качества ввиду своевременной профилактики, экономить средства, которые ранее направлялись на обслуживание оборудования, меньше приобретать запчастей, повышать эффективность инфраструктуры, создавать новые бизнес-модели и т.д.

Интернет вещей помогает в более грамотном использовании инфраструктуры предприятия. Например, стандартная нефтяная платформа имеет около 30 тыс. датчиков. Из всего потока данных используется только 1% информации. То есть, предприятие имеет скрытые возможности для оптимизации работы, но не использует их. В этом могут помочь различные инструменты Business Intelligence.

Предприятия из каких отраслей, на ваш взгляд, заинтересуются внедрением Интернета вещей?

Денис Савкин: Например, сельское хозяйство: «умные» тракторы, дроны, аэрофотосъемка, датчики, которые сообщают о химическом составе почвы – это огромная ниша роста для нашей страны.

Многие компании уже используют последние модели оборудования, которые пришли на смену устаревшим машинам. Сейчас тракторист может взять с собой флешку, загрузить на нее сценарий для работы машины и выполнять заданные функции. На одной флешке у него записан сценарий по уборке пшеницы, на другой – подготовка поля к посевной. Трактор, являясь «компьютером» на колесах, выполняет заданные сценарии. У некоторых российских предприятий есть пилотные зоны, где они испытывают такие системы «точного» земледелия.

Ритейл, транспорт, сырьевой сектор, добывающие предприятия, металлургия, коммунальное хозяйство – эти отрасли также имеют большой потенциал и огромное количество сценариев для применения Интернета вещей.

Во всем мире выделяется также сектор, связанный с городской инфраструктурой: «умные» города, управление трафиком, и т.д.

На ваш взгляд, какие основные тенденции будут преобладать в сфере Интернета вещей в России?

Денис Савкин: Одна из самых главных тенденций, которая даст огромный рывок рынку, это заинтересованность правительства. И у нас поручения, касающиеся цифровой экономики, уже получили некоторые профильные министерства.

Я не припомню ни одного направления, которое бы так быстро получило одобрение на государственном уровне. Это похоже на концепцию Германии «Индустрия 4.0», когда немецкий бизнес поставил целью мировое лидерство в промышленности.

Чтобы оставляться лидерами, бизнес и правительство Германии создали концепцию «Индустрия 4.0». Инвестиции бизнеса в IoT, новые цифровые заводы, умные автомобили и станки в Западной Европе активно поощряются. Я думаю, что схожие процессы будут наблюдаться в России уже в ближайшем будущем. 

Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений