Обзор новостей IoT: цифровая оценка Минпромторга, беспилотное такси в Иннополисе и что такое «Интернет вещей» | iot.ru Новости Интернета вещей
 /  Обзор новостей IoT: цифровая оценка Минпромторга, беспилотное такси в Иннополисе и что такое «Интернет вещей»
108.0 € 113.0

Обзор новостей IoT: цифровая оценка Минпромторга, беспилотное такси в Иннополисе и что такое «Интернет вещей»

Минпромторг планирует к 2021 году завершить оценку готовности крупных и средних российских предприятий к переходу на цифровую экономику.

Почему это важно? 

«Главный этап с точки зрения выработки единых показателей», от которых Минпромторг собирается «плясать», вырабатывая приоритеты к каждой отрасли, выглядит затянутым. Если единая методика поддержки предприятий в переходе на цифровую модель бизнеса будет определяться только после 2021 года, то российская промышленность может попросту остаться позади зарубежных конкурентов и безнадежно устареть. Что входит в критерии оценки и когда же и как начнется собственно цифровизация, если данные о готовности будут собраны только через три года, непонятно.

На данный момент провести оценку технологической и организационной готовности предприятий достаточно трудно, комментирует Владимир Ласовский, менеджер по развитию бизнеса Orange Business Services в России и СНГ. Во-первых, пока до конца не установлены отраслевые стандарты. Во-вторых, разные отрасли и разные предприятия внутри этих отраслей проходят путь цифровой трансформации по-своему: внедряют пилотные IoT-проекты, тестируют новые технологии, меняют свои бизнес-процессы и оргструктуры для соответствия им. Эксперт отмечает, что к 2021 году в России должны быть начать работу сети 5G, которые окажут значительное влияние на используемую бизнесом телекоммуникационную инфраструктуру.

В корне неверной саму постановку вопроса, когда госорган собирается спланировать миграцию российских предприятий на цифровые рельсы, считает Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека». По его мнению, во всем мире цифровизация экономики — это неизбежный процесс, без которого невозможно сохранение конкурентоспособности, а не программа, которую планируют насаждать и контролировать сверху. В описанные годы компании, у которых есть реальный конкурентный рынок, в любом случае будут заниматься «оцифровкой» процессов, не дожидаясь никакой программы и «единых показателей».  

Развитие технологий не позволяет планировать их внедрение один раз на несколько лет вперед, замечает Игорь Хереш, директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1». Цифровизация - это процесс постоянных изменений, а не единоразовое внедрение строго определенного круга решений. Переход на цифровое производство на предприятиях происходит одним решением моментально или условно моментально. Предприятия просто должны решить, что процессы пора менять и начать двигаться в этом направлении. Изменения, запланированные сегодня, уже через короткое время станут бессмысленными, потому что технологии ежедневно меняются, меняются люди, их мышление и потребности, считает эксперт. Поэтому цифровизация - это процесс, который происходит сегодня.  

Что мне с этого? 

С внедрением новых технологий важно не поспешить и не опоздать, но, затягивая оценку готовности, выгод и рисков, можно обнаружить, что завтра она будет уже неактуальна, и оценивать все по-новой уже поздно, поскольку конкуренты уже ушли далеко вперед.



В татарстанском Иннополисе начали публично тестировать беспилотное такси компании «Яндекс», и в заголовках оно фигурировало как первое в Европе. Самоуправляемый автомобиль – тот самый, который проехал из Москвы в Казань в июне - перемещается в пределах тестовой зоны, которая включает в себя пять точек для посадки и высадки. В салоне будет постоянно находиться инженер-испытатель.

Почему это важно? 

В России делают свой беспилотник – и это повод для гордости. Другое дело, что единственная самоуправляемая машина «Яндекса» в Иннополисе больше напоминает маршрутку, которая делает пять остановок в центре городка, где проживает меньше трех тысяч человек. 

Иннополис фактически является обособленной территорией, поэтому там и возможно тестирование беспилотных автомобилей, поясняет Станислав Швагерус, руководитель центра компетенций АНО «Международный Евразийский форум «Такси». Безусловно, это нельзя приравнять к использованию беспилотного транспорта в условиях мегаполиса или дорог общего пользования. Такой этап тестирования автономных автомобилей необходим для дальнейших разработок и обучения искусственного интеллекта. 

Определенный установленный порядок оказания услуги (установленный маршрут и пункты посадки пассажиров), конечно, не имеет ничего общего с услугой такси, кроме как типа транспортного средства и нанесенного на него логотипа «Яндекс.Такси». Но именно такой порядок тестирования гарантированно безопасен для существующего уровня автономности беспилотного автомобиля, даже несмотря на обязательное наличие человека за рулем. 

Сам «Яндекс» от проектов, которые доказывают его активную работу в сфере разработки беспилотного транспорта, получает прежде всего повышение капитализации и новых инвесторов, продолжает эксперт. А выход беспилотных автомобилей на дороги общего пользования, при условии обязательного наличия водителя, возможен не раньше, чем будут внесены изменения в международное и национальное законодательство по безопасности дорожного движения, отмечает эксперт.

Назвать Иннополис стерильной лабораторией нельзя, считает руководитель «Лаборатории ИИ» компании «Первый БИТ» Александр Немцов. Наличие случайных пешеходов, которые могут вести себя не по инструкции, другой транспорт с живыми водителями, хоть ограниченная, но вариативность маршрутов – это новый этап развития систем и алгоритмов.
 
Высокая лояльность обитателей Иннополиса даст идеальное окружение для испытаний, считает эксперт. Жители этого города будут готовы простить многие огрехи, оставаясь при этом «испытателями». Даже если беспилотное такси будет ездить как маршрутка – это, скорее, временный вопрос. По всей видимости, маршруты будут усложняться, если первый этап будет пройден успешно.

Что мне с этого? 
 
Хотите покататься на беспилотном такси? Придется подождать. В Иннополисе эксперимент доступен только местным жителям, согласившимся на участие в тестировании. Испытание технологии в реальной среде может затянуться на пару-тройку лет. На перелом отношения людей к такому транспорту уйдет гораздо больше; плюс масса этических и юридических вопросов. А машина пока только одна.


 
Только 20% потребителей понимают термин «Интернет вещей», но почти 70% владеют IoT-устройством – таковы результаты опроса американского разработчика Metova, проведенного в США. При этом большинство опрошенных хотели бы пользоваться возможностями, которые предоставляет IoT – и пользуются ими, даже не зная, что они подпадают под определения IoT.

Почему это важно?

Легко предположить, что результаты опроса релевантны и для России. Приживется ли термин «Интернет вещей» в народе и станет ли он востребован в повседневной жизни так же, как «Интернет» или «смартфон», пока не совсем неясно. Назвать этот термин удачным можно как метафору, но не как броский ярлык для феномена. Маркетологи используют более понятные образы, вроде «умных» и «подключенных» гаджетов. 

Дорога «Интернета вещей» в словарный запас уже проложена: IoT уже обучают в нескольких российских вузах, о нем все чаще пишут в СМИ и главное, количество удобных, нужных и простых в использовании IoT-устройств стремительно растет с каждым днем. Другое дело, что понимать, что такое IoT, потребитель совершенно не обязан, даже если его холодильник будет сам заказывать еду, электросчетчик будет сам снимать показания, а суши и пиццу ему будет доставлять дрон.

Сегодня емкого определения IoT не существует: чтобы быстро объяснить, что это такое, проще всего привести несколько примеров из наиболее близкой собеседнику области. Все станет намного проще, если понятие IoT войдет в масштабные маркетинговые кампании крупных производителей электроники, но в его непосредственном продвижении в широкие массы сейчас мало кто заинтересован.
Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений