Роботы в логистике: как используются сейчас и что ожидает рынок в будущем? | iot.ru Новости Интернета вещей
 /  Роботы в логистике: как используются сейчас и что ожидает рынок в будущем?
62.38 € 65.84

Роботы в логистике: как используются сейчас и что ожидает рынок в будущем?

По данным Fortune Business Insight, мировой рынок логистических роботов в 2020 году составил $5,3 млрд. Согласно прогнозам аналитиков, с 2021 по 2028 годы среднегодовой темп роста рынка составит 16,4%, а его объем к 2028 году достигнет $17,8 млрд. Об использовании роботов в логистике российскими компаниями мы поговорили с Александром Князевым, директором Центра корпоративных клиентов в компании «Первый Бит» . 

Расскажите, насколько часто российские компании используют робототехнику в логистике? И в каких именно процессах?

Сегодня роботы используются в двух направлениях - в складской и производственной логистике. В складской логистике робототехника используется для выкладки, транспортировки до точки выдачи и сканирования товара. Ярким примером такого использования являются склады Amazon. Второе направление - это производственная логистика, то есть когда роботы интегрируются непосредственно в производственные процессы, например, тележки по доставке матералов к конвейеру или руки-манипуляторы на конвейере. Кстати, как раз сейчас мы прорабатываем роботизацию производственной и складской логистики одного из крупных предприятий пищевой отрасли.

Какое из этих направлений, по вашим ощущениям, роботизируется более активно?

Мне кажется, что более активно робототехника сейчас используется в производственной логистике. В производстве роботы в принципе задействуются чаще, люди в этой сфере относятся к машинам достаточно лояльно. 

Насколько отечественные предприятия готовы к роботизации логистических процессов?

Могу сказать, что к разговору о роботах, их внедрении и пользе, готовы многие предприятия. Однако все упирается в стоимость, на сегодняшний день роботизация процессов стоит довольно дорого. И больше всего вопросов возникает о том, когда окупятся вложения в роботов, насколько они будут, грубо говоря, рентабельными. Например, мы проводим переговоры с одной из компаний, роботизация процессов которой будет стоить больше 500 млн руб., при том, что экономить на этом будут в районе 15-20 млн руб. в месяц. Получается, что вложения окупятся через 3 года, что является хорошим показателем. Однако бизнес не уверен в целесообразности таких затрат, так как зачастую непонятно, сколько в итоге будет затрачено на содержание инфраструктуры. Компании-интеграторы эти цифры предоставляют, но из-за небольшого количества реальных кейсов решение о роботизации не принимается. 

Как вы думаете, когда ситуация начнет меняться?

Здесь приведу аналогию с RFID-технологиями. Когда RFID только появился в России, его интеграция в процессы была довольно дорогостоящей, однако сейчас мы можем наблюдать, что эти технологии применяются на очень многих производствах. Думаю, что через 2-3 года роботы станут неотъемлемой частью логистических процессов. Хотя некоторые предприниматели хотят строить технологизированный бизнес с самого начала. Например, сейчас мне поступил запрос от компании, которая запускает несколько складов и хочет, чтобы один из них был полностью роботизирован до открытия. В компании посчитали, что проектировка и строительство склада с роботизированной инфраструктурой будет выгоднее, чем последующее переоснащение склада. 

Как вы оцените влияние санкций и ухода зарубежных технологических компаний на российский рынок робототехники?

Вначале ощущался сбой в логистических цепочках, но со временем поставки были налажены. В отечественной компонентной базе отсутствуют элементы для робототехники, но я думаю, что поставщики и производители адаптируются к этой ситуации. 

Какие проекты роботизации логистики на российском рынке вас наиболее впечатлили?

Роботизируются склады Wildberries, Почта России также  протестировала роботов на нескольких складах, также по моей информации  роботизируется «Северсталь». На фоне подобных кейсов я думаю мы сможем наблюдать рост интереса к этой сфере и, соответственно, ускорения процессов роботизации.

Какие драйверы и стоп-факторы в среднесрочной перспективе?

Основные стоп-факторы - это дороговизна и то, насколько быстро российский рынок наладит поставки недостающих компонентов. А главным драйвером станет успешный опыт роботизации в российских компаниях и их кейсы, иллюстрирующие уменьшение расходов. 
Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений