Государство обещает бизнесу бесплатный доступ к данным
Росстат до 2023 года закончит разработку ЦАП «Население», которая должна стать «витриной данных» для граждан и бизнеса, следует из плана цифровой трансформации ведомства. На проект запрашивается 719 млн руб., сообщает «Коммерсантъ».
По словам заместителя главы Росстата Павла Смелова, компании смогут получать бесплатный доступ к платформе и выгружать данные для своих целей: «У нас много данных. ЦАП позволит автоматизировать все расчеты по населению: рождаемость, смертность, заключение браков и разводы.
Нынешний программный комплекс разработан 15 лет назад и фиксирует показатели ежемесячно. Новая платформа будет делать это в реальном режиме времени. В итоге мы получим удобную витрину данных с оперативной статистикой».
Компании и сейчас запрашивают данные у Росстата, но это длительный процесс, а собранная информация хранится в виде таблиц. ЦАП, утверждает господин Смелов, будет отображать данные в виде графиков, картинок, диаграмм и карт с геолокацией. «Предприятия смогут получить доступ к системе по API (программная среда приложения) и делать уникальные запросы. Хочешь, например, открыть магазин в определенном месте — можешь увидеть характеристику населения, которое здесь проживает»,— объясняет он, добавляя, что доступом уже интересуются «Яндекс» и Сбербанк.
Крупные компании действительно давно ищут доступа к информации, которую государство собирает о населении.
Ранее Ассоциация больших данных (АБД) направила в Минцифры письмо с просьбой облегчить доступ к государственным информационным системам (ГИС) и реестрам. В Минцифры говорят о планах создать «государственную фабрику данных» — механизм, с помощью которого бизнес сможет получать доступ к ГИС. Статистика нужна компаниям для стратегического планирования, особенно в период пандемии, когда уклад жизни изменился, подтверждает президент АБД Анна Серебряникова.
В «Яндексе» сообщили, что пока не знакомы с возможностями ЦАП «Население», но «компании могут сделать продукты и сервисы удобнее для пользователей за счет накопленной информации». Организации, продающие агрегированные данные, могут обогатить базы за счет информации Росстата, уверен исполнительный директор Artezio Павел Адылин. «Кроме общей статистики нужны и детальные разрезы — к примеру, о благосостоянии граждан в определенной локации, транспортных потоках, проходимости и многих других»,— добавляет глава отдела развития интеллектуальных систем Naumen Никита Кардашин.
Однако директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев оценивает перспективы платформы Росстата скептически: «Логика государства: мы должны видеть все обо всех. Но затем приходит осознание, что прозрачность работает в обе стороны. Население, оппозиция, шпионы тоже получат информацию о чиновниках, о положении дел с болезнями, рождаемостью, бедностью. И тогда начнут ограничивать взаимодействие бизнеса с этой платформой». Критикует проект и глава комитета «Умный город» ассоциации «Руссофт» Виктор Субботин: крупнейшие корпорации уже своими силами создали детальные портреты клиентов и знают их предпочтения, а мелкий и средний бизнес и без статистики знает своих потребителей. Кроме того, говорит он, интеграция и визуализация данных только к 2023 году — очень большой срок в сегодняшних условиях, «у бизнеса другие скорости».
Фото: Pixabay.com
Назад