/  Как IoT меняет ритейл
64.01 € 70.90

Как IoT меняет ритейл

По данным отчета PwC Digital IQ за 2017 год, в глобальном масштабе IoT занимает первое место среди восьми прорывных технологий, способных изменить бизнес-модели компаний или целых индустрий. По данным на август 2017 года, объем рынка IoT-технологий в России достиг 20,8 млрд рублей. Показатель CAGR с 2017 года до 2020 года достигнет 12%, сообщалось в совместном исследовании Orange Business Services и iKS-Consulting. В технологии IoT представители ритейла вкладывают в среднем 1,6% от общих затрат на ИТ.

Спектр IoT-решений для ритейла

Спектр решений в области ритейла достаточно широк, полагает Александр Лишневский, начальник управления по работе с коммерческими банками и ритейлерами компании «Техносерв».

По его словам, IoT и ИТ призваны решать ключевые вопросы снижения расходов, роста гибкости бизнеса и улучшение качества обслуживания клиентов и может включать:

  • Мониторинг движимого имущества, управление транспортным парком (управление логистикой, отслеживание поставок);

  • Мониторинг складских запасов, складская логистика;

  • Комплексный мониторинг всех климатических, энергетических систем и систем безопасности;

  • Интеллектуальное видеонаблюдение с возможностью распознавания лиц, анализ качества продукции на прилавках на основе распознавания образов и т.д.;

  • Оптимизация торговых пространств, умные полки;

  • Расчет посещаемости, тепловые карты передвижения покупателей;

  • Интернет-примерочные, цифровизация примерочных в магазинах;

  • Поведенческая аналитика, применение технологий больших данных и машинного обучения для оптимальной дистрибуции торговых точек сетей и рекомендаций по расширению (закрытию и открытию новых магазинов);

  • Персонализированный маркетинг и реклама в реальном времени на базе местоположения, истории покупок и т.д.

IoT в действии

Складская логистика

По данным исследования The Boston Consulting Group (BCG) и Торгово-Промышленной палаты России от 2014 года, внутренние и внешние затраты на транспорт и логистику в России составляли 20% ВВП, в Китае – 15%, а в Европе – от 7% до 8%. Доля логистических затрат в розничной цене товара составляет от 15% (до 30%; оценки 2004 года) до 40% (оценка 2017 года Данила Рудакова, основателя российского сервиса грузоперевозок Deliver).

Сценариев минимизации расходов на доставку товара не так и много: наем дополнительных сотрудников в штат или привлечение аутсорсинговых ресурсов, корректировка и оптимизация маршрутов доставки и т.д.

Умный климат в торговых помещениях

Кондиционирование воздуха позволит посетителям торговой точки комфортно чувствовать себя в здании при любой погоде за окном. Автоматизированная система управления вентиляцией позволяет повысить уровень комфорта в общем, а в продуктовых магазинах – сохранить свежесть продуктов, поддерживая необходимые условия. Система позволяет управлять вентиляцией дистанционно. При нештатных ситуациях операторы получат оповещение по почте, SMS или в мобильном приложении. Дополнить систему кондиционирования можно датчиками дыма и загрязнения воздуха.

Умные полки и расстановка товара

Наряду с электронными ценниками неотъемлемая часть любого умного магазина – это умные полки. Например, с помощью RFID-меток и специализированного ПО можно в режиме реального времени контролировать, к каким полкам покупатели подходили чаще, какие товары чаще рассматривались. Еще одно предназначение умных полок – указывать актуальную цену на товар без необходимости переписывать ценники. Умные ценники динамически отображают цены по команде бэк-офисной системы.

К примеру, аптечные сети Chambers's Apothecary (Чамберсбург, штат Пенсильвания) внедрили ценники с NFC-метками. В некоторых случаях электронные ценники дополнительно оснащаются QR-кодами. При поднесении к ним смартфонов с NFC или сканера QR, покупатели получают различную информацию: отзывы, описание показаний и противопоказаний к применению и т.д. Менеджеры аптек в свою очередь могут определить те наименования, к которым пользовали подносили NFC-смартфоны чаще. В итоге выявляются самые популярные «локации», на которые помещается незамеченный или промо товар.

Умные примерочные

В американских магазинах Mango были установлены цифровые примерочные. Посетители получают подсказки от интеллектуальной системы по подбору образа и аксессуаров к образу. Если в примерочной возникнет необходимость в помощи, то благодаря специальным кнопкам можно вызвать персонал и получить дополнительные консультации.

Примерочные оснащены RFID-метками или сканерами штрих-кодов. Отсканировав понравившуюся вещь, посетитель получает список рекомендуемых аксессуаров или альтернативных вещей выбранных категорий. Внедренная в Mango система цифровой примерочной взаимодействует с аналитическими системами ритейлеров, в том числе – управления складскими запасами.

Так, американский производитель одежды, обуви и аксессуаров Neiman Marcus запустил умные примерочные в своих магазинах. Вещь можно посмотреть под углом 360 градусов. Опции предусматривают переключение между цветами без необходимости примерять вещь нужного цвета. Эта технология базируются на элементах дополненной реальности.

Поведенческая аналитика и персонализированный маркетинг

Сеть супермаркетов «Виктория» (ГК «Дикси») в 2015 году внедрила систему предиктивной аналитики. Задача системы – предугадывать поведение посетителей, учитывая их предпочтения. Для покупателей формируются персональные предложения по SMS, в чеках, смартфонах, электронной почте и т.д. В сети «Дикси» также идет разделение клиентов по сегментам.

Клиентов сегментирует и X5 Retail Group. Осенью 2017 года в сети «Перекресток» были внедрены технологии машинного обучения. Проект был реализован в аналитической CRM (aCRM). Система связана с мобильным приложением, SMS- и e-mail-каналами.

«Сегментация с применением технологий машинного обучения, позволяет разделять клиентов по единым признакам, формируя специальные предложения, создавая модели персональных маркетинговых кампаний с учетом различных факторов. Аналитический модуль принимает во внимание частоту покупок и среднюю сумму чека, предпочтение товарных категорий, приемлемый порог цен, время посещения супермаркетов и т.д.», – сообщала пресс-служба ритейлера.

По оценкам аналитиков Orange Business Services и iKS-Consulting, в российском ритейле сейчас задействовано 1,4 млн подключенных IoT-девайсов. В отрасли до 2020 года ожидаются самые высокие темпы прироста среди остальных рассмотренных сфер. Количество IoT-девайсов к 2020 году в российском ритейле достигнет 4 млн по итогам 2020 года. Высокая конкуренция и широкое распространение систем CRM и SCM – основные драйверы роста IoT в отечественной рознице.

Подписаться на новости Обсудить Оцифруй свой бизнес!

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений