Алексей Милославский: «Задачи, которые клиент ставит перед М2М-оборудованием, постоянно усложняются»
Компания «Евромобайл» зарекомендовала себя как надежный поставщик телематического оборудования. Расскажите, пожалуйста, по каким направлениям в сфере IIoT (и, в частности, M2M) вы работаете в настоящее время? Планируете ли вы усилить свои позиции в этом сегменте?
Алексей Милославский: Будущее компании «ЕвроМобайл» я вижу в построении и развитии синергии бизнесов «дистрибуция-инжиниринг-сервис». Если говорить о приоритетных отраслевых направлениях, то это интеллектуальные транспортные системы, М2М-решения для «умного» города и учет энергоресурсов. Перспективной и мало освоенной нишей являются проекты по внедрению передовых беспроводных ИТ-систем в сфере сельского хозяйства и переработки.
Компания «ЕвроМобайл» планирует продолжить экспансию в транспортной сфере. В частности – получить контракты по оборудованию информационно-сервисной системы и подготовке транспорта к Чемпионату мира (ЧМ) по футболу в 2018 году.
Одной из основных проблем для городов, принимающих матчи ЧМ, стало отсутствие возможности заранее просчитать пассажиропотоки и количество туристов. Эти переменные будут зависеть от стран-участниц, результатов жеребьевки, исходов матчей – и все это станет известным уже во время проведения спортивных соревнований. Как именно будут распределены между городами-участниками прогнозируемые 7,5 млн фанатов, как они будут передвигаться – совершенно непонятно. Дополнительной проблемой является непредсказуемость пассажиропотоков в фазе плей-офф, массовый отъезд болельщиков отсеявшихся команд.
Мы предлагаем решение «Автокондуктор», которое способно минимизировать логистические риски. Видеорегистратор считает людей в салоне автобуса и тут же выводит количество пассажиров на пульт диспетчера. А диспетчер уже на основе данных принимает решение, сколько автобусов выводить на линию и с какой периодичностью. В настоящий момент наша компания уже реализовала ряд интересных проектов «подключенный автобус» в Крыму, Санкт-Петербурге, Калининграде, Твери, Братске. Это новый уровень комфорта и безопасности городского транспорта.
25-28 мая компания «ЕвроМобайл» продемонстрирует оснащенный всеми новейшими информационными системами автобус на Петербургском международном инновационном форуме пассажирского транспорта SmartTransport-2016. Городской «подключенный» автобус выступит прототипом, в том числе, для городского транспорта на ЧМ 2018.
Еще один приоритет – безопасный или «умный» город, на 100% процентов наше направление. Компания способна обеспечить городскую инфраструктуру экономичными и современными решениям М2М, которые позволят принести городской казне ощутимую прибыль.
Так, Барселона – самый показательный пример, где реализована программа «Умный город». В 2014 году интеллектуальные системы потребления воды и уличного освещения позволили городскому бюджету Барселоны сэкономить $58 млн и $37 млн соответственно. Технологии умной парковки помогли городу получить $50 млн дополнительной прибыли. Для России, где 74% населения живут в городах, внедрение программы «умный город» качественно улучшит жизнь населения.
Из интересного, мы сейчас готовим проект внедрения устройств и программы мониторинга племенного поголовья, а также автоматизации подачи кормов для крупных игроков в сельском хозяйстве, таких как, например, «Мираторг» и др.
Предприятия из каких отраслей являются вашими основными заказчиками? Изменились ли отрасли внедрения за последние год-два?
Алексей Милославский: Основные заказчики – транспортные предприятия и российские производители телекоммуникационного оборудования и электроники. Отрасли существенно не изменились, но растет спрос внутри указанных компаний. Еще два года назад владельцы транспортных компаний заказывали у нас датчики уровня топлива и GPS-трекеры. Сегодня это уже набор как минимум из шести-семи позиций, которые отвечают за контроль, безопасность, мониторинг и т.д. Усложняются задачи, которые покупатель ставит перед М2М-оборудованием.
Из-за текущей экономической ситуации ИТ-рынок России переживает не лучшие времена. Многие заказчики стали экономить на ИТ-решениях и сворачивать проекты. И все же, несмотря на обстоятельства, можно ли говорить о том, что кризис способствует росту спроса на решения в сфере IoT/M2M?
Алексей Милославский: Это действительно так. Есть примеры того, как клиенты сокращали, скажем, 100 продавцов и создавали продвинутый интернет-магазин, убирали 10 диспетчеров и ставили качественный софт, который с успехом их заменяет. Однако, позволю себе выразить скепсис по поводу заявлений некоторых экспертов, которые ожидают рост рынка на 60% в ближайшие два года.
На рынке IoT в России основным игроком по-прежнему выступает государство. В других странах мира М2М-решения в основном внедряются по инициативе коммерческих структур. Компании – от небольших фирм до мега-корпораций - осознано инвестируют миллиарды в инфраструктуру М2М, потому что результат несёт более значительную выгоду. Так, экономится время – главный ресурс, экономятся деньги, повышается качество продуктов и услуг. Поэтому бум М2М, который ожидают в мире, Россию в ближайшие два-три года не ждет. Однако стабильный рост на уровне 15% мы наблюдаем из года в год.
В настоящее время популярна тема импортозамещения. Как вы считаете, в каких сегментах IoT/M2M оборудования отечественные вендоры уже сейчас могут заменить зарубежное оборудование?
Алексей Милославский: В России 200-300 производителей телематического оборудования. Оборудование для мониторинга транспорта, счетчики, передающие устройства сбора и передачи данных – это все давно с успехом производят в России. Например, наш продукт, роутер «Позитрон», по оценкам аналитиков, вполне уверенно конкурирует с роутерами иностранных производителей. Сейчас мы готовим к выпуску софтовую разработку: роутер-конструктор «Галактика». Клиент в зависимости от своих задач по передаче данных может самостоятельно изменить модификацию прибора. Сейчас очень хороший момент, чтобы развивались наши решения, иначе отечественный рынок займут иностранные компании.
Занимаетесь ли вы продвижением отечественных вендоров?
Алексей Милославский: С самого основания компании «ЕвроМобайл» в 2004 году мы уже начинали сотрудничать с российскими производителями. А теперь этот круг только расширился. Например, компания Форт-Телеком (производитель терминалов ЭРА-ГЛОНАСС), GalileoSky, оборудование группы компаний Скаут.
Расскажите, пожалуйста, о самом важном или интересном проекте, реализованном с участием вашей компании в 2015 году в России и за ее пределами?
Алексей Милославский: В 2015 году мы стали участниками знакового проекта в сфере государственного регулирования транспорта – внедрения системы «Платон». Напомню, что «Платон» - это система взимания платы с автомобилей, имеющих максимальную разрешенную массу свыше 12 тонн. Все сборы, поступаемые по этой системе, направляются в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам. Компания «ЕвроМобайл» поставила для бортового устройства один из ключевых компонентов беспроводной связи. По оценкам экспертов, в период с марта 2016 года по декабрь 2016 система потенциально соберет 342 млрд руб. И это еще один пример, когда государство выступает активным игроком на рынке М2М и успешный пример того, как бизнесу можно на этом можно заработать.
Как вы оцениваете динамику рынка поставок IoT/M2M-оборудования на российском рынке в 2016 году? В сравнении с 2015 годом?
Алексей Милославский: Рост динамики рынка поставок IoT-оборудования я оцениваю в 15%-20% в 2016 году. Надо отметить, что рост спроса распределится между отраслями неравномерно. Например, рынок вендинговых аппартов сократился до минимума. М2М в транспортной отрасли демонстрирует устойчивый рост, а в сфере ЖКХ спрос сохранится на прежнем уровне.
По вашему опыту, какие преимущества получают компании, которые реализуют на своих предприятиях IoT/M2M-проекты?
Алексей Милославский: Любая компания, внедряющая М2М, ожидает повышения эффективности деятельности и снижения издержек. В целом, транспортная телематика развивалась в России быстрее прочих именно потому, что экономический эффект оказался ошеломляющим: произошло снижение затрат на ГСМ на 20-30%. Благодаря оптимизации маршрутов на 15% в среднем снижаются затраты на содержание и эксплуатацию транспорта. В целом речь идет об экономии в 40%.
Здесь для меня важно, чтобы компании, внедряющие IoT, не останавливались на полпути, с чем я часто сталкиваюсь. Если закуплены беспроводные решения, то подключайте софт, обучайте людей. Логичнее, имея такие инструменты, данные передавать автоматически, а не выделять специалистов, которые будут переносить информацию по цепочке управления вручную. IoT все-таки предполагает наличие платформы, которая обрабатывает данные и управляет процессами и приборами с минимальным участием человека.
Государственный проект ЭРА-ГЛОНАСС, например, не только решает гуманитарную задачу по спасению жизней, но и создал целый рынок навигационных услуг и оборудования в России. Многие спорят, что в ней не был необходимости и GPS достаточно. Однако в Иркутске GPS работает плохо, а ГЛОНАСС работает отлично.
В 2009 году власти осознали, что Россия – одна из самых неэнергоэффективных экономик мира, что мешает российским товарам конкурировать на мировом рынке. Поэтому здесь внедрение IoT становится инструментом для решения этой глобальной задачи.
Каковы планы вашей компании на ближайшие годы?
Алексей Милославский: В ближайшие пять лет в рамках долгосрочной стратегии компания «ЕвроМобайл» планирует выходить на рынок готовых решений. В настоящий момент говорить о наших конкретных целях и планах преждевременно. Это будет увлекательное путешествие в будущее, с большими задачами и быстрым ростом. Мы намерены серьёзно подойти к расширению своего присутствия в отрасли.
На ваш взгляд, какие драйверы приведут к росту спроса на IoT/M2M-решения в ближайшие два-три года?
Алексей Милославский: Основными драйверами на рынке IoT/M2M-решений в ближайшие два-три года останутся различные инициативы с государственным участием: от полностью государственных программ (особенно в сфере обороны и безопасности) до государственно-частного партнёрства.
Я уверен, и ЭРА-ГЛОНАСС, система экстренного реагирования при авариях, в этом году обеспечит рост количества М2М-устройств. Мы ожидаем, что 2018 году количество бортовых приёмников для транспортной отрасли составит около 7 млн.
Одним из самых больших и при этом незаполненных рынков остается сельское хозяйство. Старая техника, сложные условия эксплуатации приборов, рост мировых цен на зерно, а также общая тенденция к интенсификации агропромышленного производства - все эти факторы приведут к спросу на M2M-решения. Агрохолдинги смогут оптимизировать текущие расходы, увеличить рентабельность использования своих ресурсов, а также выявить случаи несанкционированного использования сельскохозяйственной техники, топлива, природных ресурсов.
Назад