63.30 € 67.21

​«ЭРА-ГЛОНАСС» и «Платон» - основные драйверы роста рынка M2M и IoT на транспорте

​«ЭРА-ГЛОНАСС» и «Платон» - основные драйверы роста рынка M2M и IoT на транспорте

J’son & Partners Consulting опубликовала краткие результаты исследования российского рынка межмашинных коммуникаций и интернета вещей на транспорте. По мнению аналитиков компании, сегмент M2M/IoT особенно важен для операторов беспроводной связи: все подключения транспортных средств производятся по радиоэфиру. Объем российского рынка M2M/IoT расширится в ближайшие 1,5–2 года примерно на 2 млн SIM-карт для бортовых устройств, считают аналитики J’son.

Эксперты по-разному оценивают ситуацию на рынке

Известно, что по итогам 2013 года в России предприятия коммерческого сектора оснастили системами транспортной навигации и телематики около 400 тыс. единиц различного транспорта. Объем рынка тогда составил 10 млрд руб. По подсчетам аналитиков компании Omnicomm, за 2013-2014 гг. рынок потерял порядка 20% новых подключений к онлайн платформам. В Omnicomm также прогнозируют, что по итогам 2015 года негативные тенденции на рынке могут сохраниться, что приведет к дальнейшему снижению рынка.

Эксперты, опрошенные J’son & Partners Consulting, по-разному оценили перспективы отечественного рынка M2M/IoT на транспорте. Так, о стагнации рынка рассказал Андрей Маслюков, генеральный директор «ЕвроМобайл».«Большая часть как пассажирского, так и грузового транспорта оснащена системой мониторинга. От падения объема рынка (около 400 тыс. установок) его удерживают переоснащение парков (как раз прошло около 5 лет с момента первоначальных оснащений), а также рост оснащения корпоративных легковых парков за счет новых возможностей: контроль стилей вождения, считывания показаний CAN-шины и так далее. В ближайшие годы эта тенденция не изменится», - рассказал он.

Дмитрий Кротов, коммерческий директор, группа компаний «Новые технологии», считает, что российский рынок мониторинга транспорта освоен примерно на 25%. «Осталось уже немного компаний, где никогда не сталкивались с системами мониторинга транспорта, но тем не менее еще достаточно много неоснащенных крупных корпоративных автопарков как в коммерческом, так и государственном секторе. Также клиенты стали более избирательны, и обычным отслеживанием автомобиля на электронных картах уже никого не удивишь», - говорит он.

Три главных драйвера навигационного рынка

Аналитики J’son & Partners Consulting также называют три наиболее растущих сегмента рынка M2M/IoTна российском транспорте.

Умное страхование

Игорь Ямов, заместитель генерального директора «Ингосстрах», президент Профессиональной ассоциации противодействия угонам транспортных средств, ранее отмечал, что отечественный рынок «умного» страхования находится в стадии формирования и становления, а его потенциал колоссален.

По его оценкам, сервисы «умного» страхования используют сейчас всего 10-15% водителей. Драйверами роста рынка, по его мнению, станут подорожание полисов каско, технического обслуживания автомобилей. В то же время «умное» страхование дает возможность водителям сэкономить на полисе каско до 55% от его первоначальной стоимости.

Свой прогноз дал и Андрей Коженков, заместитель генерального директора по стратегии маркетингу и коммуникациям «Важно. Новое страхование». Потенциал проникновения страховой автомобильной телематики для всего отечественного рынка в перспективе двух-трех лет был оценен экспертом на уровне 15-20%. По мнению аналитиков J’son & Partners Consulting, количество полисов «умного» страхования в России уже к 2020 году превысит 3,3 млн единиц.

Контроль большегрузных автомобилей

Большегрузные автомобили (массой свыше 12 тонн) в России практически полностью используются для коммерческих целей. Крупные перевозчики с помощью транспортной телематики могут отслеживать маршруты автомобилей, контролировать расход топлива и т.д. К тому же применение аналитических инструментов способно дать еще большую экономию.

«Владельцы больших автопарков развивают использование аналитических возможностей на предмет контроля сроков доставки, простоев под погрузкой, выгрузкой, выполнения других операций. Здесь синергию дают использование спутниковой навигации и интеграция с наземными системами (весы, метки, видеокамеры и другие датчики)», - рассказал M2MRussiaNews Сергей Бычков, директор по информационным технологиям ООО «СеверТрансАвтоматика».

По словам Игоря Хереша, заместителя генерального директора по развитию бизнеса АО «Группа Телематика-Один», многие компании готовы платить за Big Data, чтобы найти корреляции в тех или иных транспортных вопросах (прогнозирование загруженности магистралей, оптимизация маршрутов и так далее). Простейшим примером Big Data можно считать отчет по анализу загрузки маршрутов на определенный временной промежуток.

Кроме того, государственные инициативы также окажут существенное влияние на рынок, уверен Игорь Хереш. По его прогнозам, ввод системы взимания платы с большегрузов (СВП «Платон») приведет к росту более чем на 2 млн автомобилей за счет установки специальных бортовых навигационных приемников.

«Благодаря этому фактору до 2018 года можно ожидать роста рынка (ГЛОНАСС-решений, прим. ред.) в 4-5 раз», - говорит Игорь Хереш. Он также не исключил, что затем СВП могут ввести и для автомобилей средней (2-5 тонн) и большей (от 5 тонн) грузоподъемности.

Напомним, что СВП «Платон» была введена в эксплуатацию с 15 ноября 2015 года. Ключевыми элементами СВП станут системы контроля: специальные рамки, средства фотовидеофиксации, бортовые устройства (их президент России Владимир Путин на пресс-конференции 17 декабря 2015 года предложил выдавать бесплатно всем владельцам большегрузов), специальные транспортные весы и т.д. Для функционирования СВП «Платон» были открыты центры обслуживания пользователей. Предполагается, что вскоре транспортный налог для владельцев такого автотранспорта будет снижен или отменен.

Спутниковая навигация и мониторинг транспорта

К системам спутниковой навигации и мониторинга транспорта отчасти также можно отнести СВП «Платон». По мнению Игоря Хереша, в целом рынок ГЛОНАСС-решений, с учетом пользователей СВП, вырастет до 2018 года в 4-5 раз.

Напомним, что использование ГЛОНАСС в транспортной телематике уже доказало свою эффективность. Так, Сергей Краевой, заместитель министра здравоохранения России, сообщил, что благодаря бортовым приемникам ГЛОНАСС, Минздрав смог сэкономить до 30-40% затрат на горюче-смазочные материалы. Экономия достигается за счет использования более оптимальных транспортных маршрутов. В Омской области, например, время прибытия машин скорой помощи к пациентам сократилось с 30 до 21 минуты.

Для коммерческих перевозок преимущества спутниковой навигации также очевидны: контроль водителей, контроль топливных расходов, использование данных с бортовых приемников для оповещения пассажиров (информационные табло на остановочных пунктах). 

Также бортовые системы ГЛОНАСС будут использоваться при авиаперевозках. Соответствующее решение Минтранса России вступает поэтапно с 1 января 2017 и 2018 года.

Еще один драйвер роста рынка – это система ЭРА-ГЛОНАСС (экстренное реагирование на аварии). Бортовым навигационным оборудованием, согласно закону, с 1 января 2016 года должны быть оснащены транспортные средства, используемые для коммерческой перевозки пассажиров, специально предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), а также тягачи, используемые для буксировки прицепов, перевозящих опасные грузы, выпускаемые в обращение на территории стран Таможенного союза. А с 1 января 2017 года – все транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории стран Таможенного союза.

«По оценкам экспертов, до 1 января 2017 года только в рамках обязательного оснащения на 200-300 тыс. транспортных средств будут установлены терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС»… Мы уверены, что создание экосистемы вокруг «ЭРА-ГЛОНАСС», которая будет включать в себя различных сервис-провайдеров и агрегаторов контента, станет мощным драйвером всего российского навигационного рынка», - рассказывал ранее Андрей Ионин, главный аналитик Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС».

О том, что именно система «ЭРА-ГЛОНАСС» поможет увеличить объемы рынка межмашинных коммуникаций и интернета вещей на транспорте, рассказал Андрей Маслюков. По его словам, позитивный эффект будет достигнут в случае полногопереоснащения пассажирского транспорта и установки на новые автомобили бортовых систем в рамках проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», а также возможный допуск сторонних устройств в систему «Платон».

За счет проекта ЭРА-ГЛОНАСС потенциал рынка в среднесрочной перспективе фактически увеличивается на 1,5–2 млн подключенных транспортных средств в год, говорят аналитики J’son & Partners Consulting.

Прогноз на пятилетку

По мнению J’son & PartnersConsulting, основными сегментами рынка российского рынка M2M/IoT на транспорте до 2020 года станут:

  • системы автоматического реагирования экстренных служб при ДТП («ЭРА-ГЛОНАСС»);
  • автоматизированные системы взимания платы с автомобилей;
  • подключенные информационно-развлекательные системы;
  • подключенные охранно-поисковые системы и системы видеонаблюдения и регистрации;
  • умное страхование.

По оценкам аналитиков компании, рынок M2M/IoT на транспорте в России продолжает расти быстрее рынка M2M/IoT в целом. За счет этого доля указанного сегмента имеет тенденцию к увеличению. По итогам 2015 года она приблизится к 50%. В ближайшие пять лет количество подключенных устройств на транспорте вырастет в четыре раза.

Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений