Как аэропорты используют Интернет вещей
Технологии Интернета вещей помогают в цифровизации аэропортов. IoT используется не только для повышения эффективности транспортных узлов, а еще и для удобства путешественников.
Объем рынка
Термин «умный аэропорт» объединяет различные технологии. По данным Transparency Market Research, киоски самообслуживания, навигационные маяки, отслеживание багажа и информация о рейсах с использованием социальных сетей, персонализация услуг станут драйверами роста рынка. Это связано с проникновением смартфонов, с помощью которых отслеживаются различные данные. Объем мирового рынка интеллектуальных аэропортов к 2026 году достигнет $31,10 млрд. Среднегодовой темп прироста составит 11,2%, сообщалось в отчете Market Study Report.
В 2018 году наибольшая доля на мировом рынке оставалась за Северной Америкой. Крупнейшие поставщики на рынке: Siemens, Rockwell Collins, Thales Group, IBM, Cisco Systems, International Business Machines, T Systems International, Amadeus IT Group, Honeywell, Indra Siestma, SAS, Lufthansa Systems, RESA
По прогнозу Transparency Market Research, в инфраструктурном плане будет лидировать сегмент систем безопасности. Это объясняется высоким спросом на биометрические устройства, необходимостью идентификации процессов. Основными сценариями аналитики считают:
-
управление авиасообщением;
-
управление багажом;
-
регистрация пассажиров;
-
безопасность.
Как аэропорты используют IoT
IoT достаточно давно используется для информационных киосков, мониторинга движения транспорта по территории аэропорта, управление объектами. Новые подходы позволяют генерировать дополнительные источники доходов.
Мобилизация самообслуживания
Внедрение киосков самообслуживания в аэропортах год от года становится более масштабным, так как позволяет экономить время на регистрации пассажиров и багажа. У пользователей растет потребность в персонализированных услугах, спрос на информацию в режиме реального времени и т.д.
Распознавание лиц
Международный аэропорт Гонконга (HKIA) использовал новые биометрические технологии для более быстрого и беспрепятственного взаимодействия с пассажирами в аэропорту. С единым идентификационным токеном пассажиру достаточно однажды предъявить проездной документ. После этого его лицо становится паспортом.
В международном аэропорту Гонконга (HKIA) используются мощные интеллектуальные технологии, в частности биометрические, позволяющие сопоставить физические характеристики пассажиров с информацией в чипе паспортов. HKIA находится на пути к созданию так называемого единого identity-токена – удостоверения личности, созданного путем сопоставления биометрических данных и паспорта пассажира.
Путешественнику нужно лишь просканировать отпечатки пальцев, радужную оболочку глаза. В HKIA для прохода через различные контрольные точки применяется сканирование лица. Поэтому путешественники экономят время, а аэропорт сокращает протяженность очередей, повышает качество обслуживания.
Сопутствующий сервис
Один из аэропортов планирует протестировать подключенную уборную комнату. На смесители, унитазы, системы освещения, дозаторы мыла, освежители воздуха, диспенсеры установят датчики IoT. Ответственные за чистоту в режиме реального времени получат данные о различных неисправностях. На входе установят счетчик посетителей и кнопки оценки клиентского сервиса. Это может повысить эффективность работы обслуживающего персонала.
Генерация прибыли
Один из аэропортов использовал точки доступа Wi-Fi в качестве датчиков местоположения и времени пребывания людей в конкретных точках аэропорта. Аэропорт агрегировал и анализировал данные, а затем разместил рекламные стойки в самых популярных местах. В результате увеличились продажи в розничных магазинах в частности и доход оператора аренды помещений аэропорта.
Роботы
В Домодедово путешественники могут зарегистрировать багаж за 24 часа до запланированного вылета. Сумки пассажиров, которые сдают их заранее, находятся на складе временного хранения багажа до доставки на рейс. Роботизированный склад хранения багажа находится в новом сегменте терминала. Он состоит из 12 трехметровых стеллажей. Между ними по специальным рельсам со скоростью 14 км/ч передвигаются шесть роботов. «Стальные руки» перемещают сумки на поддонах, которые оснащены микрочипами. Роботы за две минуты после поступления команды находят нужный лоток и перевозят сумку к месту комплектации рейса. Это происходит в автоматическом режиме.
Интеллектуальное программное обеспечение позволяет контролировать все этапы путешествия сумки в автоматической системе сортировки багажа (АССБ) с момента ее сдачи до погрузки в самолет. Каждая единица багажа доставляется на отдельном поддоне, что практически исключает риски потери или повреждения вещей пассажиров. Общая длина багажной ленты АССБ превышает 15 км, она перемещает лотки со скоростью до 1,5 м/с.
Барьеры для внедрения IoT
По данным Deloitte, безопасность и конфиденциальность – один из ключевых барьеров для внедрения IoT в аэропортах.
«В авиационной промышленности безопасность является нерушимым стандартом. Когда физические объекты связаны цифровым способом, компрометация цифровых данных может иметь реальные последствия», отмечают аналитики.
Еще один барьер – технологии и инфраструктура. Аналитики отмечают, что на рынке представлено очень мало готовых IoT-решений для аэропортов. В то же время крупные реализации IoT включают в себя множество разрозненных систем и устройств, которые должны быть взаимосвязанными и работать вместе.
Возможны проблемы с финансированием проектов. «Учитывая небольшую прибыль многих операторов аэропортов, поиск дополнительных средств для финансирования IoT-проекта может вызвать страх у любого руководителя аэропорта», считают аналитики Deloitte.
Будущее умных аэропортов
Несмотря на то, что только 12% представителей аэропортов сообщили Deloitte о готовности извлечь выгоду из приложений IoT, а еще 10% даже не изучали возможности IoT, шансы на развитие рынка есть. IoT может оказать наибольшее влияние на аэропорты, если технология включена в основную бизнес-модель. Кроме того, подход «мобильность как услуга» является типом новой бизнес-модели на основе IoT, которая может обеспечить новое будущее для аэропортов.
Мнения экспертов
Валерий Милых, руководитель группы IoT ГК Softline:
«Для массового внедрения IoT в российских аэропорта должна расти зрелость технологий»
Авиационные перевозки – один самых затратных видов транспортных услуг. Он включает в себя ряд операций: обслуживание самолетов и операций взлета и посадки, организация движения пассажиропотока, организация движения багажа, пограничный контроль, обеспечение безопасности, обслуживание инфраструктуры аэропорта. Минимизация времени обслуживания, повышение качества и безопасности и снижение издержек на обслуживание на каждом этапе любой из перечисленных операций являются важнейшими задачами, стоящими перед компаниями, работающими в этой сфере. И в этом им помогают решения IoT. Преимуществами таких решений являются широта охвата, универсальность и возможность объединения нескольких систем в едином процессе.
Достижения IoT индустрии активно используются в работе аэропортов в России и за рубежом. На Западе внедряются системы 3D-сканирования багажа (Канада), скриннинг пассажиров «не замедляя шага» (решения компании Digital Barrirers для аэропортов Малайзии), «беспилотные» транспортные системы (беспилотные шаттлы, аэропорт Рим-Фьюмичино), автоматический паспортный контроль (решение Border Xpress для аэропортов Канады, Греции, Кипра), системы информирования пассажиров нового поколения (решение IS-FIDS), система предиктивной аналитики (MindSphere в аэропорту Хитроу). Кстати, экономический эффект от внедрения только последнего упомянутого решения составил для аэропорта 3 млн. фунтов в год.
Российские аэропорты активно интересуются решениями для идентификации личности с использованием систем технического зрения, интеллектуальным управлением потоками багажа, системами комплексной безопасности с использованием распределенных систем датчиков газовой среды, радарными системами ближнего действия, предиктивной аналитикой для обслуживания воздушных судов. Популярными являются также новые системы топливной заправки «прямо в поле» (такие, как новый заправочный терминал в «Пулково»), средства для ориентации пассажиров в аэропортах с использованием Bluetooth меток, интеллектуальное управление системами освещения в аэропорту и общая оркестрация всех инженерных систем для достижения максимальной эффективности.
Внедряются обслуживание инженерных систем аэропортов по фактическому состоянию, системы информирования пассажиров нового поколения, автоматически отображающие изменение расписания на основании данных ситуационных центров аэропортов, а также используются технологии Blockchain для исключения подмены информации и сбоев при передаче данных. Кроме того, разрабатываются проекты беспилотного обслуживающего транспорта, в частности беспилотных буксировщиков самолетов.
Для массового внедрения IoT в российских аэропорта должна расти зрелость технологий и решений и снижаться стоимость владения ими. Необходимо стандартизировать порядок обслуживания разных элементов и обеспечить возможность «мягкого» тиражирования решений, когда
Новый компонент при внедрении самостоятельно подстраивается под особенности конкретной площадки. Логика работы систем должна быть приведена к логике «оператора системы», когда человек не вникает в сложности и особенности обслуживания конкретной техники, его задача - общий контроль ситуации.
Кроме того, необходимо обеспечить готовность законодательной базы: например, системы идентификации данных должны требовать обязательного согласия гражданина на использование данных в цепочке обслуживания, состоящей из множества решений.
Дмитрий Кузнецов, эксперт по системам автоматизации зданий и ЦОД ИТ-компании КРОК:
«Главной преградой пока остается отсутствие запроса от конечного потребителя»
Технологии интернета вещей активно используются на Западе в рамках концепции «умных» аэропортов. Внедрение IoT-решений помогает сделать авиаперелёты комфортнее, а обслуживание пассажиров – более быстрым. Сфера применения практически не ограничена – это отслеживание багажа или грузов, информирование о выходе на посадку, самостоятельная регистрация.
Популярность набирают системы indoor-навигации при помощи радиомаяков (beacons) или установка множества беспроводных датчиков помогают контролировать качество воздуха, освещенность, присутствие людей. Последние можно использовать как в системах автоматизации и управления инженерными системами, так и для построения тепловых карт посещаемости тех или иных зон пассажирами для корректировки ценовой политики сдаваемых в аренду площадей.
Используется Интернет вещей и в решении нетривиальных задач. Например, в Международном аэропорту Афин IoT-платформа помогает контролировать качество воздуха за пределами периметра аэропорта и определять местоположение воздушного судна на аэродроме.
Одна из преград для массового внедрения интернета вещей в российских аэропортах – экономическая. Установка IoT-устройств на аппаратном уровне все еще имеет не такую низкую стоимость, как хотелось бы. Однако этот недостаток в конечном итоге компенсируется за счет отсутствия необходимости создавать дополнительную инфраструктуру, скорости развертывания решения и оптимизации процессов. Кроме того, в ближайшие несколько лет благодаря увеличению игроков-производителей на этом рынке и постепенному росту конкуренции этот вопрос должен полностью разрешиться.
Главной же преградой пока остается отсутствие запроса от конечного потребителя. Пока что в большинстве аэропортов текущие задачи решаются традиционно, без применения интернета вещей. Появление успешных кейсов, доказывающих работоспособность и эффективность технологии для конкретных отраслевых задач, поспособствует появлению массовых внедрений и в этой отрасли.
Матти Лехто, глава отдела по цифровым операциям в Finavia:
«Многие аэропорты Европы установили системы обратной связи с пассажирами»
В Европе очень распространены решения для отслеживания пассажиров с помощью датчиков, подключенных к Интернету, и приложений удаленного скрининга с помощью автоматических линий. Все они для облегчения удаленного наблюдения и сбора данных подключены к локальной сети. Также многие аэропорты Европы установили системы обратной связи с пассажирами.
Мы подключили множество устройств и приложений к Интернету, чтобы иметь удаленный доступ к ним. Среди таких объектов:
-
инфраструктура здания (системы отопления, водоснабжения, вентиляции, оконные завесы и т.д.),
-
оборудование для проверки безопасности (автоматические конвейерные лотки, рентгеновские установки, WTMD - проходные металлоискатели),
-
системы измерения очередей (Xovis и BlipTrack), FIDS и другие цифровые информационные экраны,
-
системы обратной связи с пассажирами в туалетах и выходах на посадку, а также робот 5G Tellu. Аэропорт Хельсинки – первый аэропорт в мире с доступом к 5G.
Существуют приложения машинного зрения для отслеживания процесса разворота самолетов, системы наведения стыковки самолетов, отслеживания оборудования (транспортных средств вокруг аэропорта и багажных тележек), мониторинга доступности парковочных мест. Эти системы подключены через локальную сеть к различным службам.
Finavia использует не одну платформу IoT для управления всеми устройствами и изучает возможность централизованного способа сбора данных от датчиков IoT. Это упростит консолидацию и использование информации.
Назад