RFID-технологии:проникновение RFID-меток в России и мире | iot.ru Новости Интернета вещей
94.32 € 100.2

Проникновение RFID-технологий в России и мире

Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты отчета «Проникновение RFID-технологий в России и мире». В последние годы технология находит всё более широкое распространение в различных сферах применения – от транспортных систем до сельского хозяйства. За 2014 год мировой рынок RFID-технологий вырос на 14,5 % и оценивался в $11,1 млрд.


По данным компании IDTechEx, в 2014 году в мире было продано порядка 6,9 млрд пассивных RFID-меток. Основными сферами их применения являются транспортные системы, безопасность и финансы, сельское хозяйство, логистика и розничная торговля.

Одним из наиболее перспективных направлений внедрения RFID-технологий в России является логистика. Это касается систем автоматизации контроля транспортировки и складирования различных товаров или групп товаров. Интеграция RFID в системы управления производственными процессами позволяет оптимизировать логистические потоки. По данным компании Colliers International, в 2014 году в России было построено порядка 2,4 млн м² складских площадей классов А и Б, а общий объем предложения качественной складской недвижимости в 2014 году составил 17 млн м². Это требует создания эффективной инфраструктуры их автоматизации, и RFID-технологии играют в этом важную роль с учетом возможности использования ее во всей логистической цепочке движения товаров.


Производство меток в России позволяет существенно сократить их стоимость, что, в свою очередь, облегчает процесс внедрения технологии на отечественном рынке. В 2012 году компанией «РСТ-Инвент» было запущено производство RFID-меток в Санкт-Петербурге, где серийно выпускаются метки для маркировки транспортных средств, объектов промышленной автоматизации и складской логистики. ОАО «НИИМЭ и Микрон», один из крупнейших производителей интегральных схем в Восточной Европе и СНГ, занимается производством RFID-меток, чипов и карт, ежегодно производя до 300 млн RFID-чипов только для транспорта.


Основным барьером на пути внедрения RFID-технологий является относительно высокая стоимость и технологическая сложность автоматизации по всей цепочке использования решения, что в условиях сложной экономической ситуации является весомым фактором, замедляющим скорость проникновения решений на российский рынок. Преодолеть его можно путем накопления и качественной оценки лучшего мирового и российского опыта внедрения технологий в различных сферах применения.

Мнения представителей отрасли

В рамках подготовки исследования специалисты J'son & Partners Consulting опросили представителей основных игроков рынка и узнали их мнения относительно развития технологии RFID в логистике в России.

Дмитрий Блинов
LogistiX, технический директор

1. Как вы оцениваете объем рынка решений на базе RFID в логистике в России?

Рынок автоматизации в логистике оценивается в среднем в 200 проектов в год. Если говорить про долю клиентов, интересующихся технологиями RFID, то это менее 5 процентов, или примерно 10 компаний из 200.

2. Какие примеры успешного внедрения RFID-технологий в логистике вы могли бы привести? Какова, по-вашему, скорость проникновения технологии в российский рынок логистики?

В России успешное использование RFID-технологий можно наблюдать на складах с автоматизацией товародвижения, работающих по принципу «товар к человеку» (Goods to man).

Что касается скорости проникновения RFID-технологий на российский рынок, то она очень степенна. Решения достаточно затратные, к тому же в России многим пока еще не до конца понятно, какой эффект они смогут получить от применения RFID. Все это обуславливает невысокий процент проектов с применением таких технологий.

Свою роль в развитии играет и нынешняя экономическая ситуация, при которой говорить об активном проникновении RFID-решений на отечественный рынок пока не совсем корректно. Все ожидают стабилизации экономической ситуации.


3. Какие перспективы RFID-технологий ваша компания видит для российского рынка, в частности, для логистики?

На наш взгляд, RFID – это одна из самых перспективных технологий для многих отраслей с точки зрения точности идентификации грузов и контроля его перемещения. Но следует понимать, что для ее активного развития необходим синергетический эффект между производством, складом и розничной сетью.

Например, если применение RFID начинается еще на уровне производства, тогда имеется возможность использовать те же самые метки уже на складе, получая при этом существенное ускорение в области идентификации грузов и скорости операций, а также возможность внедрения различных методов контроля.

Алексей Пискаревский
АйТиПроект, руководитель направления RFID-технологий


1. Как вы оцениваете объем рынка решений на базе RFID в логистике в России?

На текущий момент, объём рынка RFID-решений недостаточно большой, однако в последние несколько лет мы видим значительное, в разы, увеличение запросов по данной теме. Если раньше наши клиенты чаще интересовались транспортной логистикой, то на сегодняшний день спрос начал смещаться в складскую логистику. Все большее количество клиентов хотят осуществлять контроль за перемещением товаров, грузов, контейнеров в автоматическом режиме, то есть полностью убрать человеческий фактор и в любой момент времени понимать, где находятся интересующие их объекты, а также получать всю историю перемещений по ним. По нашему мнению, RFID-технология открывает огромные возможности для решения данных задач, в сравнении с другими существующими технологиями, так как полностью устраняет человеческий фактор. RFID-считыватели позволяют считывать большое количество объектов в единицу времени, без прямой видимости и на значительном расстоянии, 3–15 метров от объекта в зависимости от поставленных задач.

2. Какие примеры успешного внедрения RFID-технологий в логистике вы могли бы привести? Какова, по-вашему, скорость проникновения технологии в российский рынок логистики?

Одним из успешных примеров является внедрение RFID-системы в многопрофильном холдинге «Элинар», где возникла потребность отслеживать металлические поддоны с готовой продукцией по цехам. Среди основных преимуществ проекта можно выделить:

1. Автоматический контроль за перемещением металлических поддонов позволил избежать ошибок, связанных с человеческим фактором.
2. Перемещение готовой продукции автоматически фиксируется RFID-системой, что позволяет в любой момент времени понимать, где и какая продукция находится, сколько времени там пребывает.
3. Имеется возможность отслеживать металлические поддоны согласно заранее заданным маршрутам, в случае отклонения от них отправлять оповещение.

Подобных RFID-проектов будет становиться все больше, так как скорость проникновения RFID-технологии в логистику увеличивается с каждым днем. На наш взгляд, в ближайшие 3–5 лет большинство компаний на рынке постарается применить данную технологию для решения различных задач логистики во многих отраслях. Мы считаем, что этот факт неизбежен, вопрос лишь во времени.

В заключении, хотелось бы сказать, что RFID-технология имеет большие перспективы и открывает огромные возможности, но следует быть аккуратными при выборе поставщика RFID-решений. Это имеет решающее значение для получения желаемого результата.

Андрей Уткин
ОАО «ИМЦ Концерна «Вега», начальник центра радиочастотной идентификации


1. Как вы оцениваете объём рынка решений на базе RFID в логистике в России?

В настоящий момент объём рынка логистических решений, построенных с применением средств радиочастотной идентификации, достаточно сложно оценить в денежном выражении и говорить о его тенденциях к росту или стагнации. В этом сегменте работают как компании, которые поставляют на внутренний рынок исключительно RFID-оборудование и расходные материалы, так и те, которые разрабатывают решения и программное обеспечение для интеграции. В общем случае оценка может основываться исключительно на завершенных пилотных проектах, которых не так много по сравнению с общемировым количеством. Да и пилотные проекты заинтересованные компании стремятся максимально удешевить, перекладывая максимум издержек на плечи компании-разработчика проекта и вынуждая ее работать в лучшем случае «в ноль». Если попытаться оценить данный сегмент реализованными проектами и потенциальными клиентами, которые начинают рассматривать данную технологию в качестве средства автоматизации, то их общий процент очень невелик, порядка 2–4%, относительно всех прочих сегментов, где используется RFID-технология.

2. Какие примеры успешного внедрения RFID-технологий в логистике вы могли бы привести? Какова, по-вашему, скорость проникновения технологии в российский рынок логистики?

Я не могу сказать, что мне известны примеры именно успешного внедрения RFID-технологии в логистический сектор России. И, скорее, таких проектов может и не быть. Это связано с тем, что основные мотивы внедрения технологии радиочастотной идентификации – это сокращение и минимизация издержек в логистической цепи поставок. И очевидно, что маркировка продукции в середине логистического цикла, например, на уровне центра дистрибуции, будет невыгодна самому дистрибьютору, даже если он испытывает затруднения в учете продукции и ищет пути повышения пропускной способности склада. Маркировка продукции должна осуществляться в самом начале логистического цикла на уровне изготовителя. И при этом следует учитывать, что интеграция RFID-меток непосредственно в упаковку в процессе ее производства или в этикетки может снизить затраты производителя на маркировку своей продукции. Поэтому, пока заводы-изготовители не начнут выпускать продукцию уже маркированной в соответствии со стандартами EPCglobal, говорить об успешности проектов преждевременно. Но не все так плохо, такие инициативы со стороны государства уже имеются. В скором времени можно ожидать, что производители, поставляющие свою продукцию в интересах МО РФ, начнут маркировать свою продукцию радиочастотными метками. И вот тогда в логистической отрасли можно ожидать увеличения эффективности учетных процессов и получения всех преимуществ от внедрения современных IT-решений.

3. Какие перспективы RFID-технологий ваша компания видит для российского рынка, в частности, для логистики?

Перспективы у RFID-технологии в сфере повышения эффективности учетных процессов в каналах поставок продукции, несомненно, присутствуют, и мы их ожидаем. Исследование отечественного и зарубежного опыта в этой части показало, что среди современных технологий технология радиочастотной идентификации имеет определяющее значение. Информационные потребности того или иного структурного звена государственного или частного регулирования или же их определенной совокупности интенсивно растут и качественно усложняются. Поэтому стратегия развития информационных систем, включающих в себя подсистемы радиочастотной идентификации, должна быть направлена на создание единой телекоммуникационной информационной среды. Только в этом случае можно ожидать подъема рынка RFID-технологии, в том числе и в логистической отрасли России.

Детальные результаты исследования представлены в полной версии отчета «Проникновение RFID-технологий в России и мире»

Ключевые вопросы исследования

В настоящем исследовании анализируются ключевые мировые и российские тенденции и прогнозы на рынке RFID-технологий, находящих свое применение в различных сферах. Основное внимание уделено вопросам состояния и ключевых направлений автоматизации в таких сферах, как транспорт, системы безопасности, сельское хозяйство, логистика, ретейл и других, а также степень использования технологии RFID в России, ее перспективы и основные барьеры внедрения. Приведены кейсы успешного внедрения таких технологий в различных системах автоматизации.


Ценность исследования

  • Для организаций, осуществляющих деятельность в рассматриваемых сферах, – обозначены условия эффективного внедрения RFID, приведены примеры успешной реализации проектов;
  • для организаций, осуществляющих автоматизацию процессов, – приведены профили крупнейших игроков в области использования технологий RFID.

Целевая аудитория

Исследование предназначено поставщикам и потребителям RFID-систем, производителям и потребителям RFID-технологий, логистическим операторам, аграрным хозяйствам, транспортным операторам, крупным участникам сферы розничной торговли, организациям, вовлеченным в промышленное производство, венчурным и инвестиционным фондам, исследовательским агентствам.


Информационный бюллетень подготовлен компанией J'son & Partners Consulting. Мы прилагаем все усилия, чтобы предоставлять фактические и прогнозные данные, полностью отражающие ситуацию и имеющиеся в распоряжении на момент выхода материала.

J'son & Partners Consulting оставляет за собой право пересматривать данные после публикации отдельными игроками новой официальной информации.

Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений