Опыт умных городов, или практика мегаполисов, управляемых данными
По оценкам ООН, к 2050 году 67% населения Земли будут проживать в городах. Уже сейчас некоторые мегаполисы мира перенаселены. Муниципалитеты не всегда справляются с уборкой мусора, поставка коммунальных ресурсов и электроэнергии от района к району неоднородна и т.д. Чтобы предоставлять населению качественные городские услуги, администрации все чаще внедряют различные информационные системы.
Движущая сила умных мегаполисов
Сейчас определение умного города трактуется экспертами неоднозначно. И все же их формулировки сходятся в одном: умный город управляется данными, а управление данными позволяет муниципальным службам повышать качество жизни населения. Данные охватывают такие сферы жизни горожан, как безопасность, транспорт, медицинские услуги, коммунальное хозяйство, благоустройство и т.д. Источниками данных служат видеокамеры, различные датчики, сенсоры, информационные системы и прочее.
«Цифровая революция и повсеместное распространение интернета породили новый феномен – города, управляемые данными (data driven city, или DDC)», - отмечают в докладе «Города, управляемые данными» аналитики PwC.
Этот термин, наряду с термином «умный город», предлагают использовать аналитики PwC. Однако и тут существует проблема: нет единого стандарта или эталона, по которому можно было бы однозначно определить, насколько город хорошо или плохо управляется данными. Эксперты объясняют это тем, что технологический ландшафт мегаполисов постоянно меняется, разнородной информации, которая становится базой для реализации концепции DDC, становится все больше.
Умные мегаполисы
Исследователи PwC отмечают успешный опыт пяти мегаполисов мира: Москвы, Нью-Йорка, Лондона, Барселоны и Сиднея.
Москва
Исследователи особо отмечают опыт Москвы в построении «Единой медицинской информационно-аналитической системы» (ЕМИАС). Запущенный пять лет назад в российской столице проект сейчас эксперты называют уникальным в мировой практике. ЕМИАС сочетает в себе ситуационный центр, цифровые регистратуры и медкарты, лабораторный сервис, медицинские рецепты и т.д. Системой охвачены также все коммерческие учреждения здравоохранения. Сейчас ЕМАИС охвачено свыше 600 медучреждений, около 22 тыс. их сотрудников.
Авторы доклада отмечают, что В Москве функционируют единые центры, первый отвечает за управление транспортными службами, второй – за функционирование и обслуживание «Тройки» – единой карты для оплаты проезда в столичном транспорте: метро, автобусах, трамваях, троллейбусах, электричках и т.д. Умные транспортные знаки сообщат водителям о текущей ситуации на магистралях. Проект бесшовного и бесплатного Wi-Fi для пассажиров также был отмечен экспертным сообществом. Еще одно достижение столицы: на один квадратный километр городской территории приходится около 55 видеокамер. С их помощью раскрывается порядка 70% всех совершенных преступлений.
Как будет развиваться Москва
По словам Андрея Белозерова, заместителя руководителя департамента информационных технологий (ДИТ) города Москвы, столичное руководство интересуется применением технологий Интернета вещей и развитием концепции «умный город».
«Интернет вещей необходим Москве по нескольким причинам: автоматизация приведет к снижению расходов, сбор и анализ данных позволит повысить эффективность госуправления, а разработка сервисов для горожан удовлетворит нужды и повысит качество жизни. Более того, уже сегодня Москва – один из лидеров внедрения IoT среди городов мира», - отметил Артем Ермолаев, руководитель Департамента информационных технологий города Москвы.
Столичное руководство полагает, что одним из направлений развитием концепции «город как сервис» станет повсеместное использование IoT-технологий. Также в городе планируют использовать технологии роботизации, искусственного интеллекта и дополненной реальности.
Российский рейтинг умных городов
Рейтинг умных российских городов составит Институт развития Интернета (ИРИ) до конца 2016 года. К середине 2017 года министерство строительства России создаст новые стандарты формирования городской среды, которые отвечают лучшим глобальным практикам. Напомним, что два российских ведомства Минэнерго и Минстрой, разрабатывают законопроект, закрепляющий требование о строительстве энергоэффективных домов взамен аварийного жилого фонда.
Ранее подсчеты Фонда ЖКХ показали, что разница в себестоимости строительства обычного многоквартирного дома и энергоэффективного дома (одинаковых по этажности и площади) составляет всего 5%. Именно поэтому требования к застройщикам при возведении жилых домов будут законодательно ужесточены.
«Хватит строить хрущевки. У нас есть все в России, чтобы строить «умные» дома: свои технологии, люди, предприятия», - ранее сообщал Сергей Степашин, председатель наблюдательного совета Фонда ЖКХ.
В среднем Smart City экономят до 30% электроресурсов, 15% воды и 20% времени, проводимого водителями и пассажирами в дорожных заторах, заявлял в ноябре 2016 года на форуме «Интернет вещей в Умном городе» Борис Глазков, директор центра стратегических инноваций Ростелекома.
Умные города в России развиваются по двум направлениям
Александр Ярошевич, коммерческий директор «ЕвроМобайл»
В России сейчас идет развитие умных городов по двум направлениям:
Во-первых, это мероприятия, направленные на повышение безопасности городской среды, в частности, развитие системы видеонаблюдения. Развитие этого направления началось давно, с тех пор, как распоряжение правительства «Утверждении концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» вступило в силу.
Программу «Безопасный город» мы рассматриваем как один их компонентов концепции «умный город». Помимо этого, развитие транспортного видеонаблюдения так же – это одно из направлений концепции умного города. В частности, наша компания в течение этого года оснащает по всей России действующие автопарки общественного транспорта системами видеонаблюдения: в Калининграде, Санкт-Петербурге, Симферополе, Твери, Братске.
Во-вторых, это мероприятия, направленные на повышение комфорта городской среды: внедрение бесплатного Wi-Fi доступа к интернету в зонах отдыха и на улицах, умные остановки с оповещением о прибытии транспорта, умные парковки, светофоры и перекрёстки и многое другое.
Драйверами развития умных городов в России по-прежнему остаются административный и государственный ресурс, внедрение программ на уровне правительства и администраций городов.
Лондон
Инициатива Smart London провозглашена администрацией города еще три года назад. Благодаря ей развиваются многие сектора городского хозяйства, а особенно – транспортная отрасль. Управление транспорта столицы Великобритании, получая разнородные данные, составляет оптимальные маршруты для городского транспорта и своевременно оповещает население об изменении в маршрутах движения, о дорожных работах и чрезвычайных ситуациях. Аналитики PwC отмечают, что лондонцам доступно несколько десятков мобильных сервисов для пассажиров.
На 1 кв. км. Лондона приходится свыше 300 камер наружного видеонаблюдения. Статистическая аналитическая система (САС) помогает в предугадывании пожароопасной обстановки. Статический анализ, который лежит в основе САС, помогает обнаруживать наиболее незащищенные от огня здания и неблагополучные семьи. Демографические, геологические, исторические и другие данные (рассматривается 60 критериев) используются при моделировании каждого района. Это существенно сократило случаи возгораний жилых построек.
Нью-Йорк
Единую систему анализа данных, используемую особым департаментом администрации правительства Нью-Йорка (MODA), аналитики PwC ставят в пример другим мегаполисам, управляемым данными. Комплекс датчиков, инсталлированный по городу, обнаруживает и определяет вибрации от выстрелов оружия. Полиция тотчас же получает информацию о районе стрельбы и отправляется на место происшествия.
Система предугадывания пожаров в североамериканском мегаполисе использует анализ Big Data. Для прогнозирования задействуются как свежие, так и исторические данные, например, то, насколько часто и в какое время года в каждом рассматриваемом квадрате случаются пожары. Система позволила на 70% увеличить эффективность проверок объектов на предмет соблюдения противопожарных норм.
Ежедневно в этом североамериканском мегаполисе собирается 10,5 тыс. тонн бытовых и 13 тыс. тонн промышленных отходов. Чтобы справится с таким объемом, задействована BigBelly – система, управляющая эффективной утилизацией отходов. Она определяет, на каких улицах больше всего скапливается мусора и успевают ли коммунальные службы его убирать. Это позволяет сэкономить человеческие и материальные ресурсы.
Сидней
В столице Австралии для определения степени загруженности автомобильных трасс используется система SCATS. Она вычисляет плотность загрузки дорог с помощью вмонтированных в полотно датчиков и сенсоров. Информация поступает в специальные ЦОД, которые, анализируя данные системы, самостоятельно управляют светофорами. В результате протяженность пробок сократилась на 40%, время в пути – на 20%, объем сжигаемого топлива – на 12%, а объем выхлопных газов – на 7%.
Онлайн-сервисы позволяют австралийцам узнавать о состоянии воздуха благодаря интеграции данных систем мониторинга атмосферы с мобильными сервисами. Этот проект пилотный и запущен лишь в одном районе Сиднея. За предоставление информации отвечают четырнадцать датчиков, которые передают данные круглосуточно. Системе под силу определить химический состав и содержание вредных частиц в воздухе.
Барселона
В городе реализуется более 80 «умных» инициатив от прикладного портала до схем поощрения краткосрочного пользования свободными городскими землями. В Барселоне информация со всех городских датчиков, а их насчитывается более 600, собирается специальной интегрированной платформой Sentilo.
Эти данные – открытые, а на их основе городские власти планируют застройку городской черты, прокладку автотрасс и инженерных коммуникаций.
Система сбора мусора в этом мегаполисе также отличается интеллектом. Ультразвуковые сенсоры, вмонтированные в мусорные контейнеры, оповестят коммунальные службы, что пора приступать к вывозу отходов. Система самостоятельно рассчитывает график передвижения коммунального спецтранспорта, чтобы сэкономить топливо, человеческие ресурсы и своевременно вывозить отходы.
За последнее время благодаря усовершенствованию систем видеонаблюдения улучшилась безопасность жителей города. По официальным данным, в городе отмечен спад криминальной активности, при этом доля краж, на которые в 2014 г. приходилось более половины всех преступлений, за год упала на 30,2%.
Ранее аналитики Juniper Research назвали Барселону самым «умным» городом мира.
Как будут развиваться умные города?
Недавно аналитики Machina Research проанализировали то, как будут развиваться умные города в мире. Своими идеями они поделились в отчете «Сценарии развития интеллектуальных городов», подготовленном по заказу Nokia. Исследователи оценили то, как организована работа интеллектуальных систем в 22 мегаполисах мира.
Аналитики также определили три пути, которые используются для расширения интеллектуальных возможностей городов.
Путь, получивший название «якорь», предусматривает развертывание в городе одного приложения для решения наиболее острой проблемы, такой как перегруженность дорог, и затем добавление других приложений с течением времени.
Путь под названием «платформа» заключается в создании базовой инфраструктуры, необходимой для поддержки широкого ряда интеллектуальных приложений и сервисов.
В противоположность этим подходам так называемые «бета-города» внедряют в рамках пилотных проектов сразу несколько приложений, чтобы оценить их эффективность перед принятием решений о долгосрочном внедрении.
Джереми Грин (Jeremy Green), ведущий аналитик Machina Research и автор сборника «Сценарии развития интеллектуальных городов», отметил: «Никто не утверждает, что превратить город в интеллектуальный – простая задача. Для этого предстоит сделать множество выборов. Технологии и модели бизнеса развиваются стремительно, и это приводит к неопределенности во многих аспектах. Стандарты уже начинают появляться, но их создание еще очень далеко от завершения. Поэтому простого способа обеспечить интеллектуальные возможности не существует. Однако есть оптимальный путь, который необходимо проделать – учитывая все необходимые факторы, сохраняя реалистичные ожидания и желание учиться на опыте других. Это могут быть другие города, решающие те же проблемы, что и вы, хотя и в ином контексте. Это могут быть и поставщики, уже получившие некоторый опыт, в частности, в других вертикально интегрированных отраслях. Это могут быть и молодые компании, которые часто являются прекрасными инноваторами. И прежде всего, это сами горожане – ваши верные помощники на этом пути».
Назад