Есть ли светлое будущее у умных городов в России?
В марте этого года Минстрой России после длительных дискуссий на различных деловых площадках и обсуждений с регионами и заинтересованными ведомствами наконец-то утвердил столь долгожданный стандарт «Умного города».
Введение стандарта крайне важно для проекта «Умный город», который реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика». Цель «Умного города» состоит не только в цифровой трансформации и автоматизации процессов, но и в комплексном повышении эффективности городской инфраструктуры.
Стандарт включает мероприятия по восьми направлениям: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис. В частности, первым шагом станет внедрение цифровых платформ и сервисов по вовлечению горожан в управление городскими процессами, которые должны заработать в каждом регионе страны уже в 2020 году.
Стандарт разработан совместно с ведущими российскими экспертами в области цифровизации и основывается на опыте других стран. Стандарт включает набор мероприятий, выполнение которых необходимо при переходе к «умному городу» в России. Кроме того, для успешной реализации стандарта «умного города» сформирована открытая база технологий и разработок — «Банк решений умного города», где размещены проекты, которые уже доказали свою эффективность и могут быть тиражированы. В реализации проекта «Умный город» принимают участие все субъекты Российской Федерации и города с численностью населения свыше 100 тыс. человек, а также все административные центры.
К концу июля число одобренных Минстроем РФ «умных городов» составило 37.
Для понимания географии приводим города, которые утверждены Минстроем в качестве пилотных на 2019 год:
1. Белгород, Белгородская область
2. Боровичи, Нижегородская область
3. Великий Новгород, Новгородская область
4. Владикавказ, Республика Северная Осетия – Алания
5. Воронеж, Воронежская область
6. Глазов, Удмуртская Республика
7. Дербент, Республика Дагестан
8. Димитровград, Ульяновская область
9. Дубна, Московская область
10. Евпатория, Республика Крым
11. ЗАТО Железногорск, Красноярский край
12. Ижевск, Удмуртская Республика
13. Иннополис, Республика Татарстан
14. Иркутск, Иркутская область
15. Калуга, Калужская область
16. Котовск, Тамбовская область
17. Липецк, Липецкая область
18. Магас, Республика Ингушетия
19. Междуреченский городской округ, Кемеровская область
20. Нарьян Мар, Ненецкий автономный округ
21. Нижний Новгород, Нижегородская область
22. Новокуйбышевск, Самарская область
23. Обнинск, Калужская область
24. Пермь, Пермский край
25. Полярные Зори, Мурманская область
26. Ростов-на-Дону, Ростовская область
27. Самара, Самарская область
28. Саранск, Республика Мордовия
29. Сатка, Челябинская область
30. Севастополь, Севастополь
31. Сочи, Краснодарский край
32. Тольятти, Самарская область
33. Томск, Томская область
34. Ульяновск, Ульяновская область
35. Челябинск, Челябинская область
36. Якутск, Республика Саха (Якутия)
37. Сыктывкар, Республика Коми
Ранее в конце января 2019 года при поддержке компаний «Ростех», «Росатом» и «Ростелеком» создан Центр компетенций проекта «Умный город». Центр будет заниматься разработкой, внедрением и популяризацией технологий, оборудования, программ, направленных на повышение уровня цифровизации городского хозяйства, а также подготовкой и оказанием содействия проектам международного сотрудничества по вопросам жилищной политики, городского развития и управления природными ресурсами, прежде всего касающимся создания и функционирования «умных городов».
В апреле 2019 года появились методические указания по финансированию проектов «Умный город», стандарт которых был утвержден Минстроем в марте 2019 г. Таким образом, часть средств, предназначенных на реализацию нацпроекта «Жилье и городская среда», может быть направлена на цифровизацию городов.
В рамках проектов «Умный город» планируется внедрить несколько базовых направлений, среди которых создание единого интеллектуального центра городского управления, внедрение цифровых платформ вовлечения жителей в создание удобного мегаполиса, внедрение систем интеллектуального учета коммунальных ресурсов, общественной безопасности и др. Большинство из этих составляющих планируется реализовать к 2024 году на всей территории РФ.
Но наряду с конкретными мерами, которые уже работают, механизм реализации проекта «Умный город» конкретно по регионам не столь прозрачен, как этого всем участникам процесса хотелось бы.
Начнем с самого существенного: механизма финансирования проекта в отдельно взятом городе. Из ведомственных документов Минстроя РФ трудно понять инструменты этого механизма, их распределения конкретно по городам и как будет налажен контроль за их использованием.
Известна лишь общая сумма планируемых затрат. Минстрой РФ оценил проект «Умный город» в 12,5 млрд рублей. Средства направят на внедрение инновационных технологий в сфере городского хозяйства. Среди инновационных решений, в частности, установка в 70% многоквартирных домов «умных счетчиков».
Еще в бытность куратором проекта «Умный город» бывший заместитель Министра Андрей Чибис декларировал, что у глав регионов появится стимул повышать уровень цифровизации субъекта, так как коэффициент федеральной поддержки будет связан с уровнем развития цифровой экономики на той или иной территории России.
Проект «Умный город» рассчитан на шесть лет – с 1 декабря 2018 года по 31 декабря 2024 года. Его основными участниками являются компании «Ростелеком», «Ростех» и «Росатом» и ряд федеральных телекоммуникационных компаний.
Согласно рабочей версии проекта, основные средства в объеме 12 млрд рублей пойдут на самые перспективные проекты цифровизации городского хозяйства. Остальные деньги в размере 550 млн рублей – на исследования и разработку методик, в частности, для оценки эффективности цифровой трансформации городов.Тогдашний замглавы Минстроя Андрей Чибис подчеркивал, что внедрение современных технологий не отразится на повышении тарифов ЖКХ. Реализация проектов будет осуществляться за счет поддержки производителей технологий и поставщиков ресурсов.
Звучит привлекательно и оптимистично. Но что вызывает вполне закономерные вопросы, основными исполнителями программы являются хорошо известные компании, некоторые с государственным участием. На первый взгляд, это выглядит вполне логично и прагматично. У них ресурсы, квалифицированные кадры, проверенные исполнители, все отчетливо понимают солидный производственно –технологический потенциал вышеназванных государственных компаний не вызывает сомнений, что они вполне справятся с поставленными перед ними задачами, но также вполне предсказуемо, что «самая вкусная часть» финансового пирога от проекта «Умный город» достанется им. Не будем не учитывать также и серьезный административный ресурс менеджмента данных компаний.
Так, Ростелеком создает единую цифровую платформу Умного города, представляющую собой совокупность систем управления городскими ресурсами (транспорт и дорожно-транспортная инфраструктура, топливно-энергетические и водные ресурсы, информационные ресурсы и ИКТ-инфраструктура, строительство и управление недвижимостью, экология и окружающая среда, территории и землепользование).
Для реализации пилотных проектов Ростелеком выбрал города Сатку Челябинской области, новый административный район Перми Новые Ляды и Владикавказ. Пилотный проект в Сатке («Видеонаблюдение», «Умный домофон», «Умное освещение», «Цифровой учет коммунальных ресурсов») стал примером для разработки плана реализации «Умных городов» и тестирования решений комплексных проектов «Умного города» - «Цифровая школа», «Умный дом», «Благоустройство городского пространства и создание умной городской среды», «Энергосбережение и ЖКХ».
В январе 2019 г. Ростелеком и правительство Камчатского края подписали соглашения о взаимодействии по реализации проектов «Цифровой водоканал» и «Безопасный город», а также созданию благоприятных условий для развития программы «Цифровая экономика» в регионе. В качестве пилотной зоны по внедрения современных цифровых решений определено предприятие «Камчатский водоканал».
Ростелеком проявляет интерес к сегменту цифровизации новостроек, в частности, проводит презентации сервисов и услуг, входящих в комплекс Умный дом, предлагает застройщикам и управляющим компаниям участие в проекте по внедрению в жилых комплексах автоматизированной системы, включающей телеметрию, видеонаблюдение, домофонию, диспетчеризацию и другое, реализует точечные пилотные проекты.
МТС заключил соглашение о сотрудничестве в сфере развития технологий Умного города с администрацией г. Полярные Зори Мурманской области. В рамках соглашения стороны намерены реализовать проекты по системам уличного освещения, видеонаблюдения и автоматизированного учета в области ЖКХ29.
МТС и технопарк Сколково подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития технологий Умного города. Первым шагом в реализации соглашения стал запуск на территории технопарка пилотной зоны интернета вещей на базе сетей NB-IoT.
В декабре 2018 г. компания МТС объявил о создании в городе Арске, Республика Татарстан первого в России комплексного пилотного решения Умного города в сфере ЖКХ на сети NB-IoT.
МегаФон реализовал ряд пилотных проектов Умного города:
-
в Брянске – «Умные дорожные знаки» для обеспечения безопасности на дорогах;
-
в Новгородской области в рамках соглашения с правительством региона МегаФон внедряет пилотные цифровые решения в сфере ЖКХ и здравоохранения – «Цифровая управляющая компания» (сбор и передача данных со счетчиков воды, газа, тепла и электричества напрямую в управляющую компанию, онлайн-оплата коммунальных услуг и т. д.) и «Телемедицина»;
-
в Самарской области МегаФон участвует в проекте по установке умных домофонов в жилых домах. Домофоны с встроенными SIM-картами способствуют уменьшению количества правонарушений за счет контроля доступа в подъезд, видеонаблюдения, вызова экстренных служб «112», самодиагностики неисправностей;
-
пилотный проект по организации облачного видеонаблюдения в городском парке Магнитогорска (локальная Wi-Fi сеть, облачное хранилище);
-
заключено соглашение с правительством г. Санкт-Петербурга о реализации пилотных проектов, площадкой для которых станет Кронштадт. Среди первоочередных задач — обновление технологической инфраструктуры города, создание электронного здравоохранения, развитие программ «Умное освещение» и «Умный квартал»30.
«ЭР-Телеком» реализует проекты в 52 регионах, делая акцент не только на цифровизацию ЖКХ, но и на цифровизацию производства и добывающих отраслей, продвигая на так называемый Промышленный Интернет вещей.
В число активных игроков входит также ПАО «Россети». Его интересы также понятны: поставлена задача внедрения инновационных решений, в частности, установка в 70% многоквартирных домов «умных счетчиков». И энергоснабжающие компании не хотят остаться в стороне от этого процесса. В ряде регионов они за свой счет приобретают электросчетчики, так, например, «Липецкэнерго», филиал «Россети Центр», установил более 13 тысяч интеллектуальных приборов учета электрической энергии WAVIoT в Липецкой области.Затраты по установке приборов учета несет «Липецкэнерго», никаких дополнительных расходов со стороны жителей не требуется. Жители Липецкой области, которым установили «умный» счетчик WAVIoT, освобождаются от обязанности поверки прибора учёта, так как их будет теперь эксплуатировать «Липецкэнерго».
Новость действительно хорошая прежде всего для частных владельцев жилых помещений в Липецкой области, но возникает закономерный вопрос, а на сколько регионов хватит финансовых ресурсов даже у столь богатой структуры, как Россети, и как она будут компенсировать свои немалые затраты в масштабах нашей страны.
То, что богатые и технологически оснащенные компании берут на себя существенную часть затрат, можно только приветствовать. Но одновременно бросается в глаза и то, что несмотря на широкую географию реализуемых проектов, все они пока носят так называемый статус пилотных проектов, без них нельзя браться за более масштабные. Но есть риск, что увлечение «пилотированием» может длиться довольно длительное время, тем более отчитываться по ним гораздо сподручнее, в том числе и перед контролирующими органами, например, перед Счетной Палатой, и другими надзорными органами.
Но ведь задача стоит другого масштаба: должны быть построены «не фрагменты умного района или жилого комплекса», а целая экосистема Умного города с комфортной и безопасной средой проживания. Только в этом случае можно будет надеяться, что российские города «ждет светлое будущее» в буквальном и переносном смысле. Ни одного комплексного проекта, касающегося целого города, эксперты пока не могут оценить из-за отсутствия.
Кураторы проектов могут возразить, что процесс разработки «дорожных карт» Умного города это длительный процесс,
На местах особенно не хватает квалифицированных специалистов для этих проектов, вузы только начинают разрабатывать программы их подготовки, надо создать много «ведомственных» стыков с различными городскими службами. Эти проблемы нельзя сбрасывать со счетов, но все же, имея на руках уже достаточные для реализации проекта инструменты, пора их применять качественно и оперативно.
Подводя итоги этого обзора, отметим, что пока налицо все признаки того, что проекты «Умных городах» в вышеназванных регионах начинают реально воплощаться только в виде фрагментов: умный микрорайон, умный жилой комплекс, умная остановка, и.т.д., но будем надеяться, что эти «островки» комфорта в конечном итоге превратятся в целые умные города, а ряды входящих в этот проект городов уже в следующем году значительно пополнятся за счет новых соискателей.
Автор: независимый эксперт в области «Интернета вещей» Юрий Ишмаев
Назад