Как эффективно бороться с нарушителями ПДД? Система «Умный перекресток»
Ежегодно в России жертвами автомобильных аварий становятся несколько десятков тысяч человек. По данным Госавтоинспекции, только за прошедший год в нашей стране на дорогах погибло более 20 тыс. водителей и пешеходов, что сопоставимо с населением небольшого города.
Для снижения количества ДТП, необходимо, чтобы каждый водитель являлся ответственным участником дорожного движения: пропускал пешеходов, не проезжал на красный сигнал светофора и не превышал скорость. Круглосуточно контролировать выполнение данных правил позволяет система «Умный перекресток». Статистика показывает, что именно на перекрестках случается наибольшее количество аварий с тяжкими телесными повреждениями. Подробнее о системе «Умный перекресток» – в материале iot.ru.
Как работает система
Система «Умный перекресток» является важной частью концепции «Безопасный город». Система предназначена для круглосуточного мониторинга регулируемых перекрестков с помощью камер высокой четкости и специализированных измерительных приборов. Установленный аппаратно-программный комплекс обладает следующими возможностями:
-
Распознавание автомобильных номеров;
-
Фиксация скорости автотранспорта;
-
Передача данных на центральный пульт управления с помощью технологий Ethernet, Wi-Fi, WiMAX, оптоволокно, GSM;
-
Регистрация случаев нарушений правил дорожного движения;
-
Автоматическое выписывание штрафов.
IP-камеры высокого разрешения устанавливается на каждом направлении перекрестка и делятся на две большие категории:
-
Основные камеры. Устанавливаются по одной на каждую полосу против направления движения транспортных средств. Отвечают за распознавание государственных регистрационных номеров.
-
Дополнительная камера. Устанавливается по направлению движения транспортных средств и фиксирует текущую ситуацию на перекрестке
Коррелируя данные IP-камер с показаниями контроллеров светофоров и датчиков, фиксирующих скорость перемещения автомобиля, система «Умный светофор» автоматический выявляет случаи нарушения правил дорожного движения. При этом в системе фиксируется изображение автомобиля, его регистрационный номер, скорость передвижения, показание светофора и текущая ситуация на перекрестке, что в дальнейшем служит неопровержимым доказательством вины водителя.
Система «Умный перекресток». Источник: kp.ru
Типовая система способна распознавать большой количество нарушений ПДД, среди которых:
-
Превышение скорости,
-
Проезд на красный свет,
-
Выезд за стоп-линию,
-
Выезд на встречную полосу,
-
Проезд по обочине,
-
Не предоставление преимущества пешеходу,
-
и др.
Система также может автоматически сравнивать зафиксированные государственные номера с базой данных автомобилей, которые сейчас числятся в розыске. При обнаружении таких автомобилей сотрудники ДПС немедленно получают тревожные уведомления.
Интерфейс типовой системы «Умный перекресток». Источник: avtouragan.ru
Система «Умный перекресток» работает в полностью автономном режиме. Ее применение позволяет значительно снизить нагрузку на сотрудников ДПС. После обнаружения факта нарушения, система сама выписывает соответствующие штрафы и записывает фото-/видеоинформацию, поступающую с установленных на перекрестке камер. Если водитель решится оспорить факт нарушения, то записи будут служить неопровержимым доказательством в суде. Например, на них будет четко видно, в какое время была пересечена стоп-линия, каковы были в момент нарушения показания светофора и где находились остальные участники движения.
Применение на практике
Система «Умный перекресток» относится к классу систем, предназначенных для автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения. По данным Госавтоинспекции, на начало 2016 года подобные комплексы были установлены на нескольких тысячах объектов нашей страны. Львиная доля установленных комплексов приходится на системы «Умный перекресток». По сравнению с 2014 годом их количество возросло почти на 40%. Среди отечественных типовых экземпляров можно выделить такие системы как: «Интегра-С», «Спецлаб-Перекресток» и комплекс «Ураган». Основная задача, которая сейчас стоит перед разработчиками данных систем – создать алгоритмы, позволяющие автоматически фиксировать все виды нарушений правил дорожного движения.
По различным оценкам, стоимость установки системы «Умный перекресток» можно составлять несколько миллионов рублей. Однако практика показывает, что комплексы быстро окупают себя. Это происходит за счет вынесения большого количества штрафов и снижения общего количества ДТП. Представители Госавтоинспекции отдельно подчеркивают профилактический эффект систем. За последние несколько лет водители стали более аккуратно вести себя на перекрестках, что привело к снижению количества аварий и числа погибших. После внедрения систем люди стали постепенно забывать про "нежно розовый светофор" и про то что "желтый и красный сигналы могут носить оттенки зеленого".
Снижение количества аварий при установке систем «Умный перекресток» подтверждается и зарубежными опытом. Подобные установки уже давно существуют в США, Великобритании, Новой Зеландии, Австралии и других странах. По результатам исследований, проведенных в австралийском штате Виктория, установка систем «Умный перекресток» позволила сократить количество проездов на красный сигнал светофора более, чем на 30%. В Великобритании эти показатели и вовсе перевалили за отметку в 50%. При этом число аварий на перекрестках Великобритании с летальным исходом и с тяжкими телесными повреждениями за последние годы сократилось на 35%. Количество смертей среди пешеходов, а также получение ими тяжелых увечий сократилось на 56%. На 67% уменьшилось число транспортных средств, превышающих установленную законом скорость движения.
Что в итоге?
Как мы видим, системы «Умный перекресток» позволяют значительно повысить безопасность на дорогах. Сейчас среди правозащитников активно ведутся дискуссии о том, стоит ли вешать на перекрестках специальные знаки, информирующие об установке систем. Логика подсказывает, что этого делать не стоит, поскольку водители будут стараться соблюдать правила дорожного движения именно на этом участке дороги и нарушать их там, где системы еще не установлены. Однако, если подобные системы внедрить повсеместно, то необходимость в таких знаках отпадет вовсе, а количество нарушений ПДД может сократиться в разы, ведь «бездушная система» является отличным антикоррупционным решением.
Не стоит также забывать о другой стороне медали: необходимо быть точно уверенным в достоверности работы систем «Умный перекресток». В последние годы сообщения об ошибочно вынесенных вердиктах поступали из различных уголков нашей страны. Например, жалобы в генпрокуратуру РФ на фальсифицированные штрафы поступали из Подмосковья, Краснодара и Тамбова. Так, в Тамбове протоколы об административном правонарушении имели явные следы вмешательства с помощью стороннего ПО. В Краснодаре водители жаловались на явно завышенные показания скорости передвижения их автомобилей.
По мнению специалистов, системы «Умный светофор» с технической точки зрения вполне могут быть подвержены внешнему влиянию. Это связано с отсутствием четко выработанных стандартов при разработке подобных систем. Некоторые комплексы хранят всю информацию на USB-накопителях, где недобросовестный сотрудник ГИБДД может удалить часть данных или даже внести в них коррективы.
Хочется верить, что разработчики уже в ближайшем будущем смогут максимально оградить систему «Умный перекресток» от злоупотреблений и скандалов. Так, специалисты отмечают, что хранение данных на фискальной памяти с высоким уровнем защиты от влияния из вне позволит полностью исключить возможность коррекции полученных данных. В этом случае, система «Умный перекресток» в перспективе может стать идеальным борцом с нарушителями ПДД.
Назад