«Новые технологии позволят совершить цифровую трансформацию бизнеса» | iot.ru Новости Интернета вещей
93.44 € 99.58

«Новые технологии позволят совершить цифровую трансформацию бизнеса»

RFID, предиктивная аналитика, технологии искусственного интеллекта и дополненной реальности могут существенно упростить работу специалистов в сборочных цехах предприятия «Гражданские самолеты Сухого». Именно об интересе к этим технологиям рассказал корреспонденту iot.ru на полях IoT World Summit Роман Марковский, директор ИТ-департамента компании.


- Каковы перспективы использования технологий Интернета вещей в вашей компании?

- Новые технологии, в том числе – IoT, позволят нам совершить цифровую трансформацию бизнеса. Поэтому сейчас мы исследуем, какие конкретные технологии и датчики можно применять для создания умного самолета и предоставления необходимых сервисов, обеспечивающих доступ к эксплуатационным данным и предиктивной аналитике, для наших заказчиков и собственных сервисных служб.

Внедрению новшеств будет предшествовать колоссальная исследовательская работа, ведь самолеты – очень сложная техника, поэтому допустить ошибок мы не имеем права. Поэтому нам необходимо провести «пилоты», проверить стабильность работы подключенного оборудования. При соответствии практического результата с желаемым, экономической целесообразности и прочих параметрах, соответствующие строки на IoT появятся в наших финансовых документах.


- Какие IoT-технологии вы уже задействовали?

- Пожалуй, самым значимым проектом станет использование на финальной сборке в цехах, расположенных в Комсомольске-на-Амуре, электронных динамометрических ключей со встроенными датчиками, которые подключены к Wi-Fi и могут как получать данные по сменно-суточным заданиям на основе плана работ, так и передавать информацию о фактическом моменте затяжки каждого крепежного соединения. Таким образом мы будем контролировать не выборочно, а усилие затяжки всех соединений, которые есть в собираемом воздушном судне, на соответствие параметрам конструкторской документации. Это существенно повысит качество сборки и надежность эксплуатации воздушного судна. Реализацию пилотного проекта по этому направлению, вместе с созданием 3D цифрового двойника, мы уже запланировали на первые месяцы 2018 года. По его результатам масштабируем созданный прототип на сборочное производство в целом. В реализации пилотного проекта нам поможет отечественная платформа промышленного Интернета вещей Winnum, которая уже применяется для решения подобных задач в ведущих производственных компаниях России.

Кроме этого, одним из приоритетных направлений для нас является автоматизация любых контрольных операций, в том числе операций визуального контроля качества сборки, включая анализ качества поверхностей воздушного судна, которые сегодня требуют участия значительного количества персонала, не обеспечивая при этом полной уверенности в качестве и готовности самолета к отгрузке.

Технологии Интернета вещей для нас очень интересны, так как позволяют выполнять многие процессы, исключая негативные влияния человеческого фактора.

 

- Какие из новейших технологий вам потенциально интересны? К каким из них вы уже присматриваетесь?

- Существует несколько технологий, которые мы не сможем оставить без внимания.

Во-первых, это RFID. Так, RFID-метки, установленные на комплектующие самолетов, позволят легко идентифицировать детали, даже если они будут одинаковыми, нужные именно для конкретной сборки. С помощью таких меток легко производить учет комплектующих на складах.

Во-вторых, специалистами компании готовится проект по внедрению предиктивной аналитики. Так, станки с числовым программным управлением, которые есть в наших цехах по сборке фюзеляжа, смогут оповещать нас о необходимости провести профилактические работы.

В-третьих, технологии анализа Больших Данных, поступающих непосредственно с самолета, находятся у эксплуатантов воздушных судов. Они касаются наработок, отказов, других статистических данных по работе самолетов. Если анализировать этот массив информации, можно будет выделить определенные тренды и факторы, которые, как правило, предшествуют какому-нибудь отказу. Выявив такие состояния, мы сможем заранее оперативно планировать замену того или иного комплектующего воздушного судна, его доставку со склада, своевременного заказа у производителей компонентов. В итоге время простоя будет минимальным, и эксплуатант не понесет каких-либо существенных убытков.

В-четвертых, технологии искусственного интеллекта в нашей отрасли можно применять для предиктивного анализа. Такие системы должны быть самообучающиеся и из тысячи параметров, которые контролируются датчиками на воздушном судне, выделять определенную корреляцию, факторы, предшествующие выходу компонентов из строя. Человеку очень трудно проанализировать хитросплетение этих факторов, поэтому ему на помощь придет ИИ.

В-пятых, технологии дополненной реальности пригодятся в части сборки воздушных судов. Например, бортовая кабельная сеть (БКС) самолета требует скрупулёзного изучения. Необходимо знать, каким образом проводить подключение БКС к агрегатам воздушного судна. Поэтому даже опытным специалистам часто приходится заглядывать в конструкторскую технологическую документацию в момент сборки. Использование умных очков, оснащенных дополненной реальностью, позволит выводить виртуальные подсказки о типе соединений, правильности сборки, показывать нужные детали для сборки конкретного узла и т.д. Все это будет основано на детальной точной документации в электронном виде и применительно к конкретной конфигурации собираемого в данный момент воздушного судна. Вот эта технология действительно позволит получить экономический эффект за счет снижения случаев брака. Представляете, каково будет обнаружить брак уже на собранном воздушном судне? Если потребуется что-то исправить в бортовой кабельной сети или в оборудовании, которое уже смонтировано, то это чревато серьезными затратами, простоями и даже срывами сроков поставки.

 

- Планируете ли вы выделить направление IoT в ИТ-бюджете как самостоятельную статью расходов?

- Несомненно, технологии Интернета вещей будут отдельной статьей в нашем бюджете на ИТ. Руководство компании заинтересовано во внедрении на производстве самых современных технологий. Однако важно понимать экономику внедрения. Вероятнее всего, что через некоторое время, благодаря развитию IoT, решения станут более доступными по цене, появится масса новых поставщиков, а значит и возможность выбора. Отмечу, что компания «Гражданские самолеты Сухого» перешла к этапу изучения решений рынке, следующим этапом станет внедрение новых технологий.  


Подготовил Виталий Мосеев

Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений