/  Россияне используют бесконтактные технологии оплаты, но не доверяют NFC

Россияне используют бесконтактные технологии оплаты, но не доверяют NFC

Россияне используют бесконтактные технологии оплаты, но не доверяют NFC

Объем платежей в одно касание по картам с PayPass и PayWave в России растет ежегодно на 70-90%, говорят аналитики. Это объясняется доступностью инфраструктуры для осуществления транзакций. В то же время технология оплаты товаров или услуг с помощью NFC-смартфона, появившаяся в России в конце 2000-х, так и не стала широко востребованной. Так, 50% жителей Москвы и Санкт-Петербурга не слышали ничего об NFC. Тем временем эксперты заявляют о развитии еще одной нишевой платежной технологии — биометрии. Ожидается, что к 2020 году транзакции на сумму более $5,6 трлн будут подтверждаться сканированием отпечатков пальцев, радужной оболочки глаза и лица.


Карты против NFC

Согласно данным J’son & Partners Сonsulting, объем платежей по картам с технологиями MasterCard PayPass и Visa PayWave в России за 2014 год вырос на 70%, а по итогам 2015 года может увеличиться на 80-90% к прошлогоднему уровню.

Популяризации таких банковских карт способствуют крупнейшие отечественные рителейры. Например, Ingenico до конца 2014 года планировала оборудовать большинство из 8 тыс. торговых точек «Магнита» POS-терминалами с возможностью бесконтактной оплаты.

И если популярность чиповых карт растет высокими темпами, то оплата с NFC-смартфона все еще относится к разряду перспективных. На конец 2014 года количество платежных NFC-терминалов превысило 59 тыс. единиц (рост на 136% к уровню годичной давности). Аналитики J’son & Partners Сonsulting выяснили, что только 8,6% россиян используют технологию NFC. Намного меньше россиян, активно использующих такую технологию, насчитали в «Евросети». Как сообщают «Ведомости», их не более 250 тыс.

Представители «Евросети» и «Связного» считают, что только 17% от реализованных в первом полугодии телефонов с ОС Android поддерживали NFC. В основном покупатели приобретают смартфоны без оглядки на наличие модулей бесконтактной оплаты. В МТС уверены, что ежеквартально в России продается порядка 1,8 млн устройств с поддержкой такой технологии.

Андрей Макаров, директор департамента маркетинга финансовых услуг компании МТС, на форуме NFC Live-2015 отметил, что к 2017 г. объем рынка бесконтактных платежей в стране составит не менее 20 млрд руб. Ранее МТС делала прогноз, что к 2017 году совокупная сумма транзакций с помощью NFC в России превысит 50 млрд руб., или 1% мирового рынка по состоянию на 2012 год.


Транспорт — главный драйвер рынка NFC-платежей

Основной драйвер развития мобильного NFC в России — транспортная отрасль. В метро Северной столицы проезд со смартфона стало возможным оплачивать благодаря «МегаФону». В мае 2012 года бесконтактную оплату проезда «ВымпелКом» запустил в Казанском метрополитене. В октябре 2012 года «МегаФон» обеспечил пассажиров городского транспорта Екатеринбурга возможностью оплачивать проезд с помощью смартфонов. Прием платежей можно было осуществить в метро, на муниципальном транспорте и у части коммерческих перевозчиков.

В марте 2013 года пассажирам всех видов наземного и подземного видов общественного транспорта Новосибирска стал доступен сервис «Мобильный билет». Стоимость комплекта (сим-карта и NFC-чип) составляла 150 рублей.

В Московском метрополитене, который обслуживает более 7 млн пассажиров в день, технологию бесконтактной оплаты проезда операторы «большой тройки» запустили только этой осенью. Стоимость поездки аналогична тарифам московской транспортной карты «Тройка». СМИ сообщили, что в метрополитене столицы NFC не смогли запустить раньше из-за скептицизма руководства.


Пользователи плохо знакомы с NFC

Большинство пользователей скептически относится к самому факту использования телефона в качестве средства оплаты. Таковы выводы исследования J’son & Partners Consulting. Целью опроса было выяснить, как люди в возрасте от 16 до 35 лет в Санкт-Петерубрге и Москве относятся к NFC и бесконтактным платежам.

Так, 63% респондентов опасаются, что мошенники могут украсть их деньги, а 41% опрошенных сообщил о том, что им привычнее и безопаснее расплачиваться картой. Только 24% опрошенных знают, что такое NFC, и 50% не слышали ничего об этом. Треть опрошенных сообщила, что знает о способности смартфонов с NFC заменить банковскую карту. Столько же респондентов впервые услышали об этом.

Еще 40% знают о возможностях NFC, но не понимают, как настроить смартфон. Кроме того, 40% участников исследования затруднились ответить, обладает ли их устройство NFC-модулем.

«Только увеличение затраты на маркетинг может привести к более активному использованию бесконтактных платежей и NFC в частности», — сообщал Максим Тамбиев, региональный директор Forrester Research.


Интернет-гиганты поддержат рынок мобильных NFC-транзакций

На глобальном уровне к росту количества NFC-транзакций могут привести такие мобильные решения, как Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay.

Технология Apple Pay позволяет хранить на смартфоне все данные о банковской карте клиента. При оплате система считывает эти данные и отправляет их на терминал, после чего происходит оплата. Пока сервис работает только с картами, эмитированными банками США и Великобритании.

«Яблочный» сервис не работает с MST-терминалами (magnetic secure transmission), которые производят транзакции только по магнитной полосе. Android Pay была презентована в мае и будет иметь сходный функционал с Apple Pay.

Зато MST использует Samsung Pay. Южнокорейский производитель смартфонов запустил свой сервис 20 августа в Южной Корее и 28 сентября в США. Компания рассчитывает в ближайшее время запустить Samsung Pay в Великобритании, Испании, Китае и других странах.

Аналитики Deloitte уверены, что к концу этого года 5% из 600–650 млн пользователей устройств с NFC, хотя бы ежемесячно будут совершать покупки с помощью смартфонов. Strategy Analytics прогнозирует, что оборот мирового рынка NFC-платежей уже к 2020 году может превысить $130 млрд.

Только в США мобильные бесконтактные платежи к 2019 году составят $140 млрд, полагают в Forrester Research. Этот показатель, 1% от всех платежей в ритейле, аналитики называют крайне малым. В 2014 году на долю США приходилось порядка $50 млрд мобильных бесконтактных платежей. В России осторожность пользователей пока не позволяет развивать мобильный NFC более быстрыми темпами. Возможно, что интернет-гиганты Appleи Google, а также Samsung, запустив свои сервисы в России, смогут изменить ситуацию в свою пользу и рынка NFC в целом.

______________________________________________________________________________

Еще одна нишевая технология, наряду с NFC относящаяся к перспективным —биометрическая транзакция. Наиболее развита биометрия в Северной Америке, Европе и некоторых странах Азии. Перспективы рынка биометрических операций впервые увидели финны. Два года назад Uniqul объявила о создании новой системы, которая позволяет платить после сканирования лица. Система сканирует его и, если все верно, производит транзакцию. В Uniqul сообщали, что их ноу-хау можно интегрировать в интернет-банк или банкоматы.

Уже в 2020 году транзакции на сумму более $5,6 трлн будут подтверждаться биометрическими технологиями. Goode Intelligence прогнозирует, что биометрические платежи станут главным драйвером для развития биометрии на мировом уровне. Сейчас только 350 млн клиентов банков используют биометрию для подтверждения своих транзакций. Количество транзакций к указанному времени вырастет до 226 млрд операций ежегодно.

Известно, что в 2014 году весь рынок биометрических технологий оценивался от $3,5 млрд до $7 млрд. Эксперты отмечают, что этот рынок растет очень высокими темпами — от 7 до 18% ежегодно. Ожидается, что этот рынок к 2020 году составит $23,5 млрд.

Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений