Как устроен каршеринг
Один каршеринговый автомобиль может заменить от 6 до 20 личных автомобилей. Первые каршеринговые операторы – ZipCar и City Car Club, появились в США в начале 2000-х. ZipCar теперь крупнейший в мире сервис по краткосрочной аренде машин, в котором зарегистрировано более 1 млн участников. В России каршеринг появился в 2013 году, когда в Москве запустились AnyTime, а в Санкт-Петербурге – Street Car.
Что такое каршеринг?
Каршеринг, или совместное использование автомобилей – это тип проката автомобилей. От традиционного проката автомобилей каршеринг отличает кратковременность аренды и выставления счета поминутно. Аудитория каршеринга и традиционного проката разная: первая претендует лишь на короткий срок (несколько часов). Люди могут воспользоваться каршерингом в любое время дня. Поскольку машины для аренды расположены по всему городу, то получить услугу проще.
Кто может подключиться к каршерингу?
Для того, чтобы воспользоваться услугами оператора каршеринга, необходимо соответствовать некоторым требованиям. В России, как правило, это:
-
возраст 21 год;
-
наличие водительского удостоверения;
-
стаж вождения не менее двух лет;
-
фотографии паспорта и селфи.
Для аренды премиальных автомобилей требуются те же документы, но возраст клиента должен быть несколько выше (от 25 лет), а стаж вождения – от пяти лет.
После успешной регистрации в сервисе клиенту приходит SMS для доступа в мобильное приложение. В нем отображаются все доступные поблизости машины для аренды. Пользователю остается выбрать подходящий автомобиль (по вместимости, предпочтениям, классу). Для открытия дверей машины требуется мобильное приложение, так как ключ уже вставлен в замок зажигания.
Перед поездкой клиент осматривает салон автомобиля на наличие царапин и повреждений. Топливо и страховка обычно входят в поминутную оплату или членский взнос. Оплата происходит с привязанной карты в каршеринговом сервисе по завершению поездки. К примеру, в 8 рублей – стандартную стоимость за минуту в московском каршеринге, входит заправка бензином, платные парковки, техобслуживание автомобилей. Оплата штрафов приходится на клиента, который в момент нарушения был за рулем. У некоторых каршерингов первые несколько минут обычно бесплатны.
Кому выгоден каршеринг
Каршеринг выгоден водителям, чьи поездки в течение дня не регулярны, а перемещения происходят на небольшие расстояния. В таком случае совместное использование автомобиля позволяет сократить затраты на владение, страхование и техническое обслуживание. Больше нет необходимости владения машиной: каршеринговый транспорт предоставляет больше свободы.
Краткосрочная аренда не подойдет водителям, которые используют автомобиль для постоянных перемещений по работе: курьерам, экспедиторам, менеджерам по продажам и т.д.
Как россияне относятся к каршерингу
54% россиян с водительскими удостоверениями не готовы отказаться от владения автомобилем, выяснили аналитики консалтинговой компании Arthur D. Little. В 2018 году эксперты провели опрос 520 водителей в России. 12% россиян зарегистрировано хотя бы в одной программе каршеринга, что намного меньше, чем в развитых странах Европы, Азии и США. В мире, к примеру, в мире не готово расстаться с личным автомобилем 44% водителей, сообщали «Ведомости».
Как технически устроен каршеринг
Телематическая платформа
Телематическая платформа обеспечивает взаимодействие с автомобилем. С ее помощью на автомобиль поступают команды от мобильного приложения, отправляются координаты нахождения и данные о текущем состоянии автомобиля. Это, пожалуй, самая важная часть в каршеринговом автомобиле.
Технологические компоненты
-
Телематическое устройство в автомобиле;
-
Серверная (облачная) система – телематическая платформа;
-
Мобильное приложение пользователя;
-
Порталы для управления и мониторинга, CRM;
-
Сотовая сеть
Телематическое устройство
Телематическое бортовое устройство оборудовано различными входами и выходами для подключения интерфейсного кабеля, GPS и GSM антенн, а также другого периферийного оборудования. Средняя потребляемая мощность бортового устройства невелика и составляет 1 Вт
Светодиодная индикация позволяет определять, какие подключения используются бортовым устройством – GSM, LAN, подключение к GPS/ГЛОНАСС, питающее напряжение. Бортовое устройство, как правило, оснащено встроенным аккумулятором на 1100 мАч, CAN-адаптером и акселерометром (фиксирует резкие ускорения в движении автотранспортного средства).
К бортовому устройству можно подключить различное периферийное оборудование:
-
тревожная кнопка,
-
RFID-считыватель,
-
датчики удара,
-
ультразвуковой дальномер,
-
датчик уровня топлива.
Операционные сервисы
Управление автопарком (fleet management) – система отслеживвает местоположение и техническое состояние всех автомобилей, задает зоны допустимых парковок;
-
Регистрация пользователей, CRM – обеспечивает взаимодействие с клиентами;
-
Управление подпиской – конфигурация тарифных планов;
-
Обработка платежей – управление балансом клиента, связка с банковскими системами;
-
Контакт-центр – обработка обращений клиентов;
-
Отчеты, аналитика – отслеживание ключевых параметров функционирования сервиса.
На рынке, к сожалению, нет готовых коробочных решений, поэтому каршеринговые операторы вынуждены доводить до ума имеющиеся на рынке решения, обеспечивать совместимость электронных компонентов.
Будущее каршеринга
В каршеринговых сервисах могут появится технологии распознавания лиц. В ГИБДД предложили сканировать лица водителей – клиентов сервисов краткосрочной аренды. Это произошло после того, как данными клиента сервиса «Яндекс. Драйв» завладел посторонний человек. В итоге на арендованном Mercedes в Москве со скоростью 150 км/час ездил другой человек. Оплачивать штрафы и аренду за другого пришлось пострадавшему. По данным из открытых источников, аккаунты клиентов каршеринга на черном рынке продаются от 1 тыс. рублей.
По данным Autonews, в сервисе Youdrive на одну машину в месяц приходит по три штрафа от 500 до 1000 рублей. Клиенты «Делимобиля» чаще всего превышают скорость и нарушают требования разметки, а также ездят по выделенной полосе для общественного транспорта. В Youdrive добавили к списку распространенных нарушений движение по обочине и нарушения правил.
Также в автомобили каршеринга в 2017 году планировалось установить алкозамки. Операторы от этой идеи отказались, так как устройства не способны выявить наркотическое опьянение, а подышать на алкозамок могут и более трезвые товарищи.
Наиболее реальной станет перспектива видеонаблюдения в салоне. К концу 2019 года весь каршеринговый автопарк может оказаться под видеонаблюдением, сообщал «РИА Новостям» представитель «Автонета». Данные с камер будут отправляться на сервера операторов каршеринга для хранения. Просмотр данных поможет МВД или прокуратуре расследовать угоны.
Мнение эксперта
Александр Вусов, руководитель проектов, оценочная компания «Апхилл»:
Сегодня в России в каршеринг предоставлен порядком 30 тыс. автомобилей. По данным департамента аналитики оценочной компании «Апхилл», капитализация российского рынка каршеринга на начало 2019 года составляет около 60 млрд р. Услуга появилась в 2015 году, и стремительно приобрела популярность у населения. В 2018 году рынок вырос на 30-40%, а в 2019 может вырасти еще на 30%. Поскольку услуга довольно-таки новая, только сейчас в Москве и Санкт-Петербурге количество автомобилей в каршеринг достигло минимально необходимого количества для удовлетворения спроса.
Развитие сегмента – достаточно бурное, появился премиум и грузовой сегменты. Можно прогнозировать, что появится спортивные, суперпремиум и спортивно-утилитарные автомобили. Расширяется география поездок. Улучшается сервис. Рост количества поездок до 25 млн (за 2018 год - около 16 млн). Летом будет актуальна разработка специальных тарифов для дачников. Власти помогают развитию каршеринга, увеличивая стоимость платной парковки.
Назад