59.01 € 69.40

Перспективы V2V в России и мире

Перспективы V2V в России и мире
Главная тенденция, обусловившая развитие технологий V2V – это прогрессирующий процесс разработки беспилотных автомобилей. Основная задача внедрения V2V заключается в повышении безопасности при движении по дорогам. Эксперты подсчитали, что ежегодно только в США внедрение V2V сможет предотвращать 592 тыс. аварий. Перспективы технологий V2V, которые только разрабатываются, обсудили участники круглого стола iot.ru.

В работе круглого стола приняли участие: 

Фото Когнитив — копия.jpg


Какие тенденции обуславливают развитие V2V-технологии?

Роман Ферштер: Главная тенденция, которая обусловила развитие технологий V2V – это прогрессирующий процесс разработки беспилотных автомобилей. О разработке самоуправляемых машин сегодня заявляют даже компании, не имеющие прямой связи с автомобильной индустрией, например, Google и Apple. Сервисы по поиску такси на подобии Uber или по поиску водителей, предлагающих подвести по цене ниже такси, например, Lyft не остаются в стороне. Однако наибольший интерес к беспилотному вождению проявляют практически все мировые автопроизводители и новые производители электромобилей, такие, как Tesla, NIO, Lucid, Faraday Future и другие.

Процесс вождения представляет собой непрерывное «общение» между водителями. Автомобили без водителей должны научится общаться друг с другом самостоятельно и ничуть не хуже, чем люди. Без такого общения машины не смогут выполнить даже простейшие маневры. 

Юрий Минкин: Развитие V2V связано с необходимостью иметь на борту максимальное количество информации о текущей ситуации на дороге. В том, числе и той, которую сложно получить с помощью датчиков, установленных на борту.

Кроме того, технология V2V вызывает повышенный интерес у компаний, которые занимаются разработкой приложений для infotainment – информационные ресурсы, обеспечивающее досуг пассажиров автомобилей с функцией автопилота. Аналитики Международного центра робототехники посчитали, что желание коммуницировать между собой в процессе движения высказывают более трети автолюбителей. Поэтому, например, в отделе R&D Cognitive Technologies недавно прозвучала идея создания социальной сети для участников движения беспилотных автомобилей.

Александр Уфимцев: Машины становятся «умнее», естественно, вслед за ними и дорожная инфраструктура тоже должна стать «умнее». Ведь главная цель технологий – обеспечение безопасности людей. И в этой зоне ответственности находятся, прежде всего, автопроизводители, которые активно внедряют инновационные технологии в свои автомобили, 90% из которых основаны на микроэлектронике. И на дороге становится актуальными «умное» предупреждение столкновений, предупреждение ДТП по ходу движения, при въезде на перекресток, повышение безопасности при перестроении и обгоне, легкое распознавание дорожных знаков, коллективный круиз контроль и другие параметры работы дорожной инфраструктуры.

Каковы глобальные драйверы роста рынка V2V-технологий?

Александр Уфимцев: Основная цель внедрения V2V – повышение безопасности при движении по дорогам. По мере роста количества транспортных средств, увеличения скоростей, растет напряженность движения, и водитель в определенных ситуациях перестает справляться с анализом текущей дорожной ситуации. Вот здесь ему на помощь и должны прийти современные технологии. И V2V – в первую очередь. По оценке Минтранса США, внедрение V2V позволит ежегодно предотвращать порядка 592 тыс. аварий.

Эффективное внедрение таких технологий невозможно без координации усилий различных участников этого рынка. И здесь, несомненным драйвером процесса выступает государство.

В США концепция внедрения таких систем уже разработана. Департамент транспорта США опубликовал документ, выражающий намерение обязывать автопроизводителей оснащать автомобили средствами V2V и V2I-связи, начиная с 2023 года. Схожие процессы сейчас происходят и в Европе.

В России государство может и должно взять на себя роль координатора в этом процессе. Тем более, что опыт успешной координации внедрения систем безопасности на транспорте у него имеется – я имею ввиду систему экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», оборудование которой стало обязательным для установки на все новые транспортные средства в стране, начиная с этого года, обязательность установки системы ESP на все новые авто с 2018 г.

С технологической точки зрения развитие V2V-систем напрямую связано с полномасштабным внедрением стандарта DSRC (IEEE 802.11p). Совершенно очевидно, что использование сотовой связи и Wi-Fi для связи транспортных средств между собой и с дорожной инфраструктурой не может обеспечить им надежный и быстрый обмен необходимым объемом информации.

Что необходимо для того, чтобы самоуправляемые автомобили могли эффективно между собой взаимодействовать? 

Роман Ферштер: Через несколько лет, когда будут представлены автономные автомобили, произойдет это только в 2021-2022 гг., технологии V2V будут лишь одной из составляющих таких автомобилей. 

В отличии от других технологий, о которых так много говорится в последнее время, и которые могут работать в автономном режиме, такие как ADAS, технология V2V является сетевой технологией. Само название V2V (Vehicle to Vehicle) свидетельствует о том, что нужно оборудовать как минимум две машины, чтобы осуществить общение между ними. Технологии V2V должны сначала быть стандартизированы. Как известно, еще нет определенной технологии и протокола связи (LTE-V2X, DSRC и тд.), также как еще не ясно какой пакет функций будет покрывать модуль V2V будущего автомобиля. Очевидно, что направление V2V развиваться будет в соответствии с потребностями индустрии в качестве вспомогательного звена. 

Но еще до того, как мы увидим автомобили с технологией V2V, надо будет решить три основных вопроса: 
  • Надежность самих технологий, многие из которых все еще «сырые»;
  • Внедрение стандартов, протоколов, технологий, а также утверждение необходимых законов; 
  • Обеспечение безопасности и защиты, включая кибербезопасность.
В плане надежности самоуправляемый автомобиль должен быть безопасным, уметь передвигаться по любому рельефу местности, вне зависимости от погодных условий и времени суток. Отличий от того, что умеют водители сегодня, быть не должно. 

Юрий Минкин: Технологии V2V, как и вообще решения в области беспилотных технологий, только начинают создаваться во всем мире. Сегодня уровень их проникновения достаточно низок. Безусловно, по мере их развития будут возникать как проблемы сертификации и унификации решений этого класса, так и инфраструктурные задачи, призванные обеспечить надлежащие качество коммуникаций между транспортными средствами, а также их информационную безопасность.

Стоит сказать, что наша страна в этой части отстает от ведущих стран мира. Так в США уже разработана стратегия развития направления Connected Cars. Есть даже предложения департамента транспорта обязывать водителей оснащать свои автомобили системами класса V2V, начиная с 2023 года. А Федеральная комиссия по связи (FCC) США даже забронировала частотный диапазон, предполагаемый для использования национальных систем V2V.

Александр Уфимцев: Проблематика и задачи во всем мире одинаковы. В настоящее время ещё рано говорить о начале эры активного практического использования V2V-технологий. Усилия разработчиков направлены, в первую очередь, на проверку концепций, алгоритмов работы систем, разработку единых стандартов (особенно – прикладного уровня), создание пилотных зон и накопление реальных данных.

До того, как использование этих технологий перейдет в практическую плоскость, и автопроизводители начнут серийное оснащение автомобилей V2V-оборудованием, предстоит решить ещё немало теоретических и практических задач:
Разработать и согласовать со всеми крупнейшими автопроизводителями полный комплект стандартов (нормативной технической документации) по всем компонентам V2V-систем. Это необходимо для обеспечения надлежащего «взаимопонимания» между автомашинами разных производителей. Сейчас можно говорить только о наличии стандартов нижнего уровня. Для начала производства серийного V2V-оборудования обязательно нужны прикладные стандарты.

По всей видимости, необходимо будет изменить требования к техническим характеристикам (в частности, к производительности) бортовых компьютеров, которые могут просто не справиться с новым потоком данных. Особенно в условиях, когда оборудованных V2V-оборудованием автомобилей станет много.

Необходимо дальнейшее тестирование V2V-систем, накопление и анализ BigData в реальных городских условиях, когда V2V-машины окружены своими менее «продвинутыми» собратьями, и – не только четырехколесными. А их водители зачастую превышают скорость, ездят на красный свет, перестраиваются без очевидной необходимости и пр.

Как будут развиваться V2V-технологии в России и мире в 2017-2018 гг?

Юрий Минкин: Не стоит ожидать мгновенного прихода этих решений. Как показывает мировой опыт проникновения на рынок новых инновационных продуктов, который многие из нас помнят по ситуации середины 90-х с мобильными телефонами. Как правило, в начале появляется дорогостоящий функционал для люксовых моделей, рассчитанный на vip категорию потребителей. Когда этот сегмент достигает определенного насыщения, ценовая планка падает и решение становится доступным для массового покупателя.

Александр Уфимцев: В России в ближайшие время должно завершиться формирование собственной концепции Connected Car (включая V2V). Создана и работает межведомственная рабочая группа по разработке «дорожной карты» для обеспечения возможности внедрения интеллектуальных телематических систем, развития инновационных технологий и повышения безопасности на дорогах, сформирован проектный консорциум российских предприятий. 

Следующей задачей, которую будет необходимо решить – это разработка отечественных стандартов и их гармонизация с европейскими и американскими аналогами (как система «ЭРА-ГЛОНАСС» была гармонизирована с европейской системой eCall).

Внедрение V2V-технологий будет проходить постепенно по мере решения технических и юридических вопросов их использования. На начальной стадии информация, получаемая путем обмена между V2V- автомобилями, будет использоваться исключительно для дополнительного информирования водителей о потенциальных источниках опасности на дорогах. На следующей стадии системы буду позволять перехват управления бортовым компьютером при возникновении определенных ситуаций. Далее можно будет говорить о частичной передаче управления автомобилем от водителя к компьютеру. Конечной целью внедрения V2V будет массовое появление на дорогах полностью автоматических (беспилотных) автомобилей.

Кроме того, V2V технологии будут развиваться параллельно с V2I (vehicle-to-infrastructure).

Когда технологии V2V на дорогах общего пользования в российских мегаполисах станут реальностью? 

Александр Уфимцев: Не думаю, что это произойдет в ближайшее время. Чтобы эта технология реально начала приносить плоды, количество машин на дорогах страны, оcнащенных бортовым V2V-оборудованием, должно превысить некоторую критическую величину. Иначе оснащенным таким оборудованием машинам просто не с кем будет «разговаривать» – делиться полезной информацией. Но, бесспорно то, что развитие этих технологий – это неизбежный вектор развития автомобильного транспорта, поэтому реальностью они станут непременно. 

Юрий Минкин: Появление решений класса V2V на дорогах общего пользования стоит ожидать тогда, когда на дорогах появятся автомобили соотвествующего класса. По нашим оценкам массового появление V2V-решений стоит ожидать ближе к середине 2020-х годов.

Подготовил Виталий Мосеев
Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений