/  Екатерина Макарова: «Местные власти должны создавать условия для успешного развития каршеринга в регионах»
59.46 € 69.82

Екатерина Макарова: «Местные власти должны создавать условия для успешного развития каршеринга в регионах»

Екатерина Макарова: «Местные власти должны создавать условия для успешного развития каршеринга в регионах»

Объем рынка каршеринга вырос за год на 400% (с момента появления каршеринга в Москве в 2015 году, - прим. ред) , что объясняется эффектом «низкой базы». В российских регионах ситуация может быть аналогичной. Однако успех каршеринговых проектов здесь будет во многом зависеть от усилий властей городов-миллионников, полагает Екатерина Макарова, соосновательница BelkaCar. В интервью iot.ru она рассказала о планах компании на будущее и в целом о развитии рынка каршеринга в России.

22661112314037095164242748027.jpg— На этапе запуска в Москве опыт каких стран вы изучили? Структура организации сервиса каршеринга какой из стран вам показалась ближе?

— Мы очень плотно изучили опыт Италии, США, Германии. Нам показалась ближе всего структура каршеринга в Милане. Сервис краткосрочной аренды в этом итальянском городе очень быстро развивался в то время, это был 2013 год. В Милане, так же как и в Москве, есть платные парковки и большая любовь жителей к личному транспорту. Кроме того, власти Милана всячески поддерживают каршеринг. Неудивительно, что скорость роста рынка Москвы и Милана похожи. 

Еще нам был интересен опыт развивающихся рынков, например, Мексики. Мы общались с основателями каршеринга в Мексике, чтобы понять возможные риски, присущие развивающимся странам. К нашему удивлению, выяснилось, что риски минимальны. После запуска мы поняли, что риски в России совсем другие, у нас люди более креативные. 

BelkaCar за первый месяц удалось достичь показателей, к которым конкуренты шли несколько месяцев. Кроме того, проект смог избежать ошибок, которые на первых порах допускали другие каршеринговые компании. 

Но с началом работы появились и новые вызовы: клиенты проявляли хитрость и пытались обойти правила каршеринга при аренде автомобиля. Например, не оплачивали поездки или пытались вырвать оборудование из автомобиля. Было даже несколько попыток угона автомобилей. Также серьезной проблемой является большой процент аварийных случаев.

— Как бы вы охарактеризовали развитие сервисов каршеринга в России и мире в 2016 году? В чем вы видите ключевые отличия?

— В России законодательство, которое регламентирует использование автомобилей для краткосрочной аренды, появилось летом 2015 года. Поэтому только 2016 год стал периодом агрессивного роста рынка. По моим оценкам, объемы рынка росли со скоростью около 400%. В Москве на каршеринговые компании совокупно приходится более 1,5 тыс. машин.

В развитых странах мира рынок каршеринговые сервисы не в новинку, поэтому и развивается рынок не так стремительно. В 2000 году запустился один из крупнейших в мире каршерингов – ZipCar. В 2008 году на рынок вышел сервис Car2Go, который принадлежит Daimler. Еще одним крупным игроком стал Drivenow от BMW, появившийся в 2011 году. Как видите, крупнейшие каршеринговые сервисы в мире развиваются благодаря автоконцернам.

В России, в отличие от Северной Америки, присутствует free-floating каршеринг – это когда автомобиль можно оставлять на любых парковочных местах. В Северной Америке популярен традиционный каршеринг – это когда машины привязаны к специальным парковкам. Еще одно отличие – много крупных каршерингов в западных странах принадлежат автопроизводителям, например, Car2Go – Daimler, Drivenow – BMW. В России таких прецедентов нет.

— Какие ключевые различия между пользователями в Москве и потенциальными пользователями в Санкт-Петербурге вы видите?

— Я могу только предположить, что в Москве уровень бизнес-активности выше и чувствительность к цене ниже, чем в Санкт-Петербурге. Кроме того, в Санкт-Петербурге, как туристическом городе, процент использования каршеринговых автомобилей туристами будет больше, чем в Москве. Также в Санкт-Петербурге меньше плотность населения, что можно отнести к барьерам.

Количество легальных таксистов на одного жителя в Санкт-Петербурге на 75% больше, чем в Москве. Это говорит о большом спросе на услуги наземных перевозок.  Еще одна особенность Санкт-Петербурга – хорошие позиции локальных игроков, что свидетельствует о спокойном отношении жителей Санкт-Петербурга к брендам.

— Во всех ли мегаполисах России есть спрос на услуги каршеринга? Не исключаете ли вы такого варианта, что в некоторых мегаполисах каршеринг не найдет должного спроса?

— Российские мегаполисы очень различаются по размерам, по покупательной способности, по ситуации с парковочным пространством.

Для успешного развития каршеринга должны быть созданы условия. В первую очередь необходимо, чтобы городские власти навели порядок с парковочным пространством. В ситуации, когда автомобили стоят на тротуарах в четыре ряда, а парковки при этом бесплатные, вряд ли каршеринг придется ко двору. Далее есть обратная зависимость между «пробками» и развитием каршеринга. Заторы на дорогах делают невыгодным и каршеринг, и такси, если оплата идет по минутам.

Тут пить шампанское можно только сотрудникам «Аэроэкспресса». Ведь в сезон дач спрос на железнодорожные перевозки резко возрастает: на подъездах к аэропортам Домодедово и Шереметьево в это время образуются многокилометровые заторы.

— В ваших автомобилях используются телематические модули для отслеживания местоположения автомобиля. Планируете ли вы наращивать функциональность бортовой телематики?

— Мы размышляем над внедрением нового функционала и пытаемся тестировать оборудование. Существенно ограничивает развитие нового функционала то, что в каршеринге, в отличие от личного автомобиля или такси, нет постоянного водителя. Поэтому встроить развлекательные решения – крайне сложная задача.

— Сейчас ваш автопарк состоит из KIA RIO. Не планируете ли вы рассмотреть варианты каршеринга с использованием люксовых авто? Насколько это реально в российских условиях?

— Мы исследуем более высокий сегмент клиентов. Однако существуют законодательные ограничения по размеру автомобиля в Москве. В Европе существует пример успешного каршеринга с относительно дорогими автомобилями – Drive Now от BMW. Интересный факт: когда они зашли на рынок Милана в 2016 году, где были сильны позиции Car2Go и локальной компании Enjoy, то многие эксперты посчитали, что продвигать сервис с дорогими автомобилями Mini и BMW1 будет крайне сложной задачей. Спустя четыре недели с момента запуска у Drive Now уже насчитывалось более 50 тыс. пользователей.

В России, к сожалению, другая ситуация с преступностью. Поэтому мы оцениваем риски запуска каршеринга с люксовыми автомобилями как высокие. Например, при падении рынка продаж автомобилей в 2015 году на 38% количество угнанных автомобилей снизилось только на 8%. Это свидетельствует о росте рынка угона машины «под разбор».

— Расскажите, пожалуйста, о ваших планах в Москве и регионах в 2017 году?

— В Москве до конца года BelkaCar планирует довести автопарк каршеринговых автомобилей минимум до 1 тыс. Также мы предполагаем, что рынок краткосрочной аренды будет сформирован до декабря. В 2017 году у нас есть планы на регионы, а именно: запуск сервиса в Санкт-Петербурге и нескольких других городах-миллионниках. BelkaCar намерена открывать зоны парковки в Подмосковье. Мы уже открыли зону парковки в Бизнес-школе «Сколково», Домодедово, «Химки Бизнес Парк» и Major City на Новорижском шоссе.

— Как вы считаете, какими будут драйверы роста рынка каршеринга в России и в мире в 2017-2019 гг?

— Жители мегаполисов с каждым годом все более положительно относятся к сервисам «экономики совместного потребления». Аналитики PWC заявляют, что рынок Sharing Economy вырастет с $25 млрд до $335 млрд к 2025 году.

Существуют также тенденции к снижению стоимости передвижения по городу за счет снижения уровня пробок, агрегаторов, которые снижают перепробег, и каршерингов, благодаря которым средний чек в два раза ниже, чем в такси. Эти факты разгоняют рынок и делают его доступным для большего количества жителей.   

Операторы каршеринга выставляют все больше автомобилей на улицы Москвы. Несмотря на фантастические темпы прироста, о которых я говорила ранее, столичный рынок занят лишь на 10%. В России в указанный период сценарий частных инвестиций для запуска или расширения существующих сервисов каршеринга продолжит оставаться основным.


Подготовил Виталий Мосеев

Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений