63.91 € 68.50

Николай Мазур: ​«Компании из всех отраслей активно ищут дополнительные пути оптимизации расходов»

Николай Мазур: ​«Компании из всех отраслей активно ищут дополнительные пути оптимизации расходов»

По предварительным итогам 2015 года компания «МегаФон», согласно независимым оценкам, заняла более 20% рынка M2M в России. В дальнейшем эта доля может вырасти за счет крупных федеральных проектов и компаний, которые с помощью M2M и IoT планируют оптимизировать расходы. Потенциал к росту имеют также проекты в сфере видеофиксации, телемедицины, градостроительном планировании и строительстве транспортной инфраструктуры. Препятствием к внедрению могут стать административные барьеры и отсутствие законодательства, регулирующего применение M2M/IoT в некоторых отраслях. Об этом в интервью M2MRussiaNews рассказал Николай Мазур, директор по маркетингу корпоративного бизнеса компании «МегаФон».

Как бы вы оценили вашу долю рынка в сфере IoT/M2M для коммерческих и частных пользователей по итогам 2015 года?

Николай Мазур: Согласно оценкам iKS-Consulting, на третий квартал 2015 года общий объем SIM-карт в сегменте М2М оценивался в 8 млн штук. По данным этого исследования года мы занимали долю 20% этого рынка (1,6 млн SIM-карт).

С каждым годом спрос на M2M-продукты, как на одно из самых распространенных средств контроля работы многих видов электронной техники, только растет и на конец 2015 рост рынка в РФ составил 35,6%.

После подписания контракта с «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) на подключение к нашей М2М-платформе 2 млн SIM-карт до 2017 года и победе в других тендерах, «МегаФон» нацелен стать лидером в этой отрасли. «МегаФон» создает М2М-продукты как «широкого профиля», которые могут использоваться во всех отраслях бизнеса, так и индивидуальные решения для узкопрофильных задач конкретного заказчика, специализируя их под потребности той или иной отрасли.

Расскажите, пожалуйста, о первых телематических проектах компании.

Николай Мазур: Первое IoT-решение «МегаФона» для B2C-сегмента было запущено в 2010 году. С помощью сервиса «смс-розетка» можно было дистанционно управлять розеткой с GSM-модулем и датчиком температуры, и контролировать состояние приборов, находясь вдали от дома. Это был «пробный шар» для оценки готовности рынка. Сейчас компания рассматривает более глобальный подход к развитию данной ниши, в связи с трендом роста такой потребности. М2М-Мониторинг для В2В-сегмента существует в «МегаФоне» с 2013 года, а в апреле 2015 года продукт запущен федерально.

Какие из сегментов IoT/M2M для вашей компании в настоящее время являются ключевыми и быстрорастущими?

Николай Мазур: М2М-решения получили активное распространение в области энергетики и ЖКХ для беспроводной передачи и анализа данных измерительных приборов, в сфере безопасности и других отраслях. Отдельный спрос мы видим в вертикальных сервисах – оплата услуг.

Наибольший потенциал в среднесрочной перспективе имеют M2M-сервисы, использующие скоростные сети передачи данных. Это позволит обеспечить сбор не только телеметрических данных, но и обеспечить, например, видеофиксацию в режиме онлайн, где скорость передачи является критически важным фактором.

Наибольшее распространение в России М2М-решения получили в транспортной отрасли (такси, информационные табло на остановках, скорость движения). К примеру, возьмем таксопарк. Владелец установил на всем машины M2M-решения, и теперь он может контролировать не только текущее перемещение каждого автомобиля. В то же время система автоматически анализирует маршруты и выявляет, кто из водителей выбирает оптимальные маршруты, а кто курсирует кругами. Кроме того, крайне трудно анализировать маршруты автопарка крупной компании вручную, а телематика позволяет значительно упростить этот процесс.

МегаФон активно развивает и внедряет М2М в основном для В2В-сегмента, но есть и В2С-решения. Например, несколько лет назад компания презентовала концепцию «умного дома» на выставке «Связьэкспоком». Как показывает наша аналитика, «умные дома» пока мало востребованы в России из-за стоимости решения целиком, поэтому мы помогаем нашим клиентам делать «умные заводы» и «умные машины». Также компания выпускает домашние видеокамеры и томографы.

В каких крупных телематических проектах прошлого года участвовала ваша компания?

Николай Мазур: Важным проектом из транспортной сферы в 2015 году стала система взимания платы «Платон», который реализует РТИТС. Для «МегаФона» как компании, которая предоставляет свою M2M-платформу РТИС, этот проект имеет стратегическую ценность и интерес. Это новый подход долгосрочного сотрудничества с инновационным уровнем обслуживания в масштабах всей страны. Проект по тарификации проезда грузового транспорта по федеральным трассам продолжает развивается и принесет к 2017 году еще 2 млн устройств к российскому рынку М2М-connectivity.

Что касается проектов этого года, то самым масштабным для «МегаФона», как и любого оператора, может стать предоставление телекоммуникационных и телематических услуг в качестве MVNO-оператора (виртуального мобильного оператора, - прим. ред.) для системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Я уверен, что «ЭРА-ГЛОНАСС» – система экстренного реагирования при авариях, на ближайшие годы станет основным драйвером роста количества М2М-устройств. Мы ожидаем, что к 2020 году количество бортовых приемников для транспортной отрасли составит 10 млн, в это число войдут и проекты ЭРА-ГЛОНАСС и умное страхование.

Расскажите, пожалуйста, на какой M2M-платформе базируются решения «МегаФона»?

Николай Мазур: М2М-сервисы «МегаФона» используют платформу, разработанную отечественной компанией «Петер-Сервис». Она позволяет работать в любой отрасли с любыми устройствами, имеющими функцию передачи информации с помощью SIM-карты. Для корпоративных клиентов услуга представляет собой веб-портал, на котором сведены данные об активностях и статусе SIM-карт, трафике, затратах и оборудовании. Есть также ряд уникальных функций, выходящих за рамки стандартного пакета, характерного для М2М-платформы. Это, например, QR-коды для SIM-карт, расширенный поиск SIM-карт, возможность отметки на карте места установки оборудования, возможность видеть баланс и затраты по каждой SIM-карте.

Считаете ли вы, что в ближайшее время для «МегаФона» могут произойти существенные перемены в ключевых направлениях IoT/M2M? Если да, то какие основные драйверы для этого вы видите?

Николай Мазур: Коммерческие компании из всех отраслей активно ищут дополнительные пути увеличения выручки и оптимизации расходов. Одним из решений для них является внедрение современных технологий, таких как M2M и IoT. Оценки от различных исследовательских компаний различаются и довольно серьезно.

Например, по оценке iDATE Research, доля России в общемировом масштабе подключенных к сетям сотовой связи М2М-устройств составляет чуть менее 3% и постоянно растет. В то же время правительственные инициативы направлены на повышение эффективности экономики. Всем нам известна программа повышения эффективности потребления энергоресурсов от 2009 года. Многие потребители запомнили ее по повсеместному внедрению современных цифровых приборов учета электроэнергии, счетчиков на воду, энергоэффективных лампочек. Но в то же самое время энергосбытовыми компаниями проводится огромная работа по внедрению технологий Smart Metering, которые позволяют снимать показания со счетчиков и управлять приборами учета удаленно.

Мы активно работаем над развитием как своих собственных М2М и IoT продуктов, так и партнёрских платформенных решений, и всегда открыты для сотрудничества с новыми игроками. Использование IoT-платформ при разработке продуктов значительно сокращает время их вывода на рынок. Помимо горизонтальных платформенных решений для всех секторов М2М, нами постоянно анализируются вертикальные рынки, их потребности в М2М/IoT технологиях. И стараемся своевременно предложить своим клиентам востребованные ими продукты.

Какие факторы будут оказывать существенное воздействие на российский и зарубежный рынок IoT/M2M в ближайшие два-три года?

Николай Мазур: Стратегическую роль продолжает играть мобильная передача данных и развитие инфраструктуры, а спрос на М2М-услуги обеспечивается растущим многообразием и сложностью используемых корпоративных ИТ-систем. Основной рост будет приходиться на относительно недорогие решения, предполагающие использование смартфона в качестве точки доступа в Сеть.

На ваш взгляд, какие факторы препятствуют проникновению Интернета вещей в России?

Николай Мазур: Основными трудностями и барьерами в развитии массового рынка M2M в России мы видим:

  • Существующие административные барьеры, препятствующие динамичному развитию услуг связи и покрытию труднодоступных и отдаленных районов страны. Так, например, для строительства объектов связи, не являющихся технически сложными или опасными, требуется значительное количество согласований. Это очень длительная и дорогостоящая процедура, препятствующая оперативному развертыванию сетей связи.
  • Отсутствие регулирования сфер, где могут эффективно использоваться M2M технологии: телемедицина, градостроительное планирование с учетом данных геоанализа, планирование и строительство транспортной инфраструктуры, управление городским пространством и др.

Тем не менее, мы не считаем, что это веская причина, чтобы остановить развитие технологий.

Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений