Обзор рынка транспортной телематики
Эксперты подсчитали, что в 73 млн автомобилях в 2020 году будут использоваться сервисы коммерческой телематики. Драйверами роста рынка станут самоуправляемые автомобили, умное страхование, сервисы экстренной помощи, транспорт, подключенный к автомобилю.
Мировой рынок ускорит сегмент aftermarket
По прогнозам Allied Market Research, среднегодовые темпы прироста объемов рынка коммерческой телематики в период с 2014 по 2020 гг. ожидаются на уровне 18,4%. К 2020 году его объем достигнет $49,1 млрд. Сегмент aftermarket (установка телематического оборудования после приобретения автомобиля) продолжит оставаться самым большим генератором дохода, принося более чем 50% совокупной прибыли до 2020 года.
В августе 2016 года аналитики Berg Insight сообщили, что количество установленных систем мониторинга автомобилей в Европе в четвертом квартале 2015 года составило 5,3 млн единиц, а к 2020 году – увеличится до 10,6 млн единиц.
В Северной Америке количество автомобилей, подключенных к системам управления автопарками, в четвертом квартале 2015 года достигло 5,8 млн единиц. Среднегодовой темп прироста рынка ожидается на уровне 17%. К 2020 году объем рынка составит 12,7 млн единиц.
В январе 2016 года аналитики Business Insider опубликовали исследование, в котором выделили 25 самых высокотехнологических трендов. Так, в 2015 году примерно 35%-40% новых автомобилей, поставляемых в США, были подключены к интернету. Это на 23% превосходит показатели на начало 2015 года. Две трети новых автомобилей, поставляемых в США в 2016 году, будут подключены к интернету. 37% недавних покупателей авто в Китае, США, Германии готовы приобрести машину другого производителя, если последний предложит мобильный интернет на борту, медиа-сервисы и различные приложения. Еще год назад опросы показывали, что только 20% готовы поменять автомобиль на более технологичный.
Исследовательская компания ABI Research сделала прогноз, согласно которому в 73 млн автомобилях в 2020 году будут использоваться сервисы коммерческой телематики. Аналитики Business Insider c, что среднегодовые темпы роста объемов рынка (CAGR) подключенных автомобилей в период с 2015 по 2020 гг. составят 45% ежегодно, что в 10 раз выше CAGR обычных автомобилей.
Согласно исследованию Gemalto Netsize Guide 2015, через несколько лет автомобили будут чаще требовать подключения к сети. 39% людей выделяют важность встроенных технологий в автомобиле и только 14% больше ценят высокую мощность и удобство управления. Объем рынка подключаемых автомобилей к 2025 году составит $141 млрд.
Российский рынок далек от насыщения
По данным нового исследования Berg Insight, количество активного оборудования систем управления в коммерческих автопарках России (СНГ) и Восточной Европы по итогам 2015 года составило 4,2 млн единиц.
Совокупный среднегодовой темп прироста объемов рынка (CAGR) до 2020 года составит 13,5%. Общее количество активного оборудования систем управления в коммерческих автопарках превысит 7,9 млн к 2020 году. Большая часть придется на российский рынок.
Источник: Berg Insight, 2016
Согласно данным Omnicomm, объем новых подключений на рынке мониторинга транспорта России и стран СНГ в 2015 году составил 200 тыс. единиц транспорта. Объем объектов на обслуживании на рынке мониторинга транспорта в этом регионе составил к концу 2015 году: 1,8 млн единиц транспорта.
«В SIM-картах (или в единицах устройств) я бы оценил рынок транспортной телематики России в 200-220 тыс. штук. Речь идет про устройства спутникового мониторинга транспорта на основе ГЛОНАСС, которые обеспечивают на борту транспортного средства набор различных телематических сервисов для водителей, руководителей и владельцев автопарков. В эту цифру я не включаю навигационно-связные устройства, устанавливаемые на грузовики массой свыше 12 тонн в рамках реализации проекта «Платон», а также оборудование системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», устанавливаемое автопроизводителями на этапе заводской сборки», - рассказал Алексей Смятских, генеральный директор навигационного холдинга СпейсТим.
Основные сегменты использования транспортной телематики
Объем рынка самоуправляемых автомобилей к 2035 году составит 560 млрд долларов
Согласно прогнозу A.T. Kearney, объем рынка самоуправляемых автомобилей к 2035 году составит $560 млрд. Благодаря технологиям беспилотного вождения, США сможет сэкономить порядка $1,3 трлн: $488 млрд за счёт предотвращенных ДТП, $158 млрд – экономия топлива за счет оптимизации маршрутов и т.д. Распространение беспилотных автомобилей уже к 2030 году освободит водителям 1,9 трлн минут к 2030 году.
Российский рынок страховой телематики к 2020 году достигнет 4,1 трлн рублей
По мнению аналитиков J’son & Partners Consulting, в России к 2020 году количество умных страховых полисов превысит 3,3 млн единиц.
Сервисы экстренной помощи
Сейчас в мире существует две масштабные программы по оснащению автотранспорта средствами экстренного реагирования на аварии – eCall для рынка Евросоюза и ЭРА-ГЛОНАСС – для рынка стран Евразийского союза. По заключению НИС, генерального разработчика комплекса ЭРА-ГЛОНАСС, после полного развёртывания ЭРА-ГЛОНАСС сократит время до начала оказания помощи при авариях до 30%, что позволит ежегодно спасать более 4 тысяч человек. Ожидается, что все новые автомобили, производимые в Россию или поставляемые в Россию, должны быть с 2017 года оборудованы бортовыми приемниками ЭРА-ГЛОНАСС. Система eCall только разрабатывается и будет запущена в эксплуатацию к 2018 году.
Как рассказала IoT.ru Светлана Хадонова, директор по маркетингу навигационного холдинга СпейсТим, уже в следующем году будет выпущено около миллиона транспортных средств с оборудованием ЭРА-ГЛОНАСС.
«В связи с этим, конечно, будут развиваться и коммерческие сервисы на базе ЭРЫ. Уверена, что большинство разработанных устройств смогут обеспечивать дополнительные функции и предоставлять владельцам автомобилей, водителям, владельцам автопарков множество телематических услуг, кроме экстренного вызова в случае ДТП», - отметила она.
Подключенные автомобили
По оценкам компании IHS Automotive, 20% машин (от общего количества реализованных автомобилей) в 2015 году, или 23 млн, были так или иначе подключены к Сети или внешним устройствам. К 2020 году число подключенных машин на дороге превысит 150 млн. Так, Bentley в модели 2017 FLYING SPUR W12S имеет полный набор встроенной технологии, в том числе точки доступа Wi-Fi и инновационный пульт дистанционного управления с сенсорным экраном, который обеспечивает контроль над климатом и информационно-развлекательной системой автомобиля с заднего сиденья. Для организации Wi-Fi, как правило, используются eSIM, то есть встроенные в оборудование SIM-карты, которые можно самостоятельно или по заявке конфигурировать (менять оператора без замены eSIM, устанавливать лимиты трафика и т.д.).
Телематика для лизингового транспорта
Алексей Благирев, директор по инновациям банка «Открытие», в интервью iot.ru рассказал, что благодаря транспортной телематике можно будет предлагать клиентам умные лизинговые контракты.
«С помощью телематических решений мы сможем управлять риск-профилем корпоративных клиентов и отслеживать то, как используются лизинговые активы (автомобили, железнодорожные составы, специальная техника и т.д.). Сейчас это происходит постфактум и с большой задержкой, а с внедрением M2M-технологий вся информация поступит банковским специалистам в режиме реального времени. В случае с корпоративными клиентами составляется смарт-контракт, в котором указываются коэффициенты, снижающие или повышающие стоимость лизинга относительно базовых значений. Коэффициенты отслеживает M2M-оборудование, устанавливаемое на объект лизинга», - отметил Алексей Благирев.
Мнения экспертов
Смятских Алексей, генеральный директор навигационного холдинга СпейсТим
Ситуация на рынке транспортной телематики отражает общую ситуацию в экономике. Рынок сильно упал за предыдущие годы и пока стагнирует. Вместе с тем хочу отметить, что развивается проект «ЭРА-ГЛОНАСС», за год на дорогах страны появилось несколько десятков тысяч автомобилей, оснащенных на этапе заводской сборки устройствами ЭРА. Производители устройств ЭРА очень активно проходят сертификацию. Например, терминал Гранит-навигатор-6.18 ЭРА нашего производства только за последние полгода сертифицирован для установки на транспортные средства крупнейших российских автопроизводителей ГАЗ, ПАЗ, ЛИАЗ. В следующем году таких автомобилей станет уже на порядок больше.
Заказчик более взвешенно относится к каждому вложенному рублю, и ему нужна максимальная отдача от применяемых технологий. Требования к поставщикам и качеству оказываемых ими услуг растут, отсюда мы видим миграцию существенной части заказчиков между компаниями – участниками рынка. Слабые компании с низким уровнем качества систем и услуг уходят с рынка. Еще одна тенденция, которая будет развиваться и далее – создание интеграционных комплексных решений. Ранее многие крупные заказчики не уделяли этому вопросу достаточно внимания, поэтому в различных подразделениях и дочерних зависимых компаниях крупных холдингов зачастую развернуты несколько разнородных систем. Это не позволяет создать единую автоматизированную систему управления транспортом, интегрировать ее с другими АСУ предприятия. Наступает момент, когда заказчики это осознали и переходят к созданию интегрированных решений.
Александр Селиванов, исполнительный директор Omnicomm
Рынок становится жестче, поскольку новых подключений становится меньше, борьба за клиента усложняется. Соответственно происходит переход клиентов от слабых к более сильным игрокам рынка – наверное это ключевая тенденция. На сегодняшний день мы пока не видим предпосылок к существенным изменениям рыка или появлению новых векторов развития на рынке транспортной телематики в 2017-2018 годах.
По нашей оценке, рынок новых подключений в этом году покажет нулевую динамику или небольшой рост, что уже очень хорошо, так как последние два года он показывал отрицательную динамику. В количественном выражении это эта цифра может быть от 200 до 230 тыс. новых подключений.
Григорий Сизов, руководитель службы продаж и развития телематических сервисов ПАО «ВымпелКом»
По нашим оценкам, в России точно более двух миллионов автомобилей оборудовано различными телематическими устройствами. Оценить выручку всего рынка достаточно сложно, поскольку используется и разное оборудование (от бюджетных трекеров, до профессиональных систем противоугонных и решений для транспортировки опасных грузов), и разные бизнес-модели. От условно бесплатных сервисов до дорогих систем. Если же в рынок телематики включать и обычные противоугонные закладки, и сигнализации с двусторонней связью, то количество подключенных машин и выручка серьезно вырастут.
Пожалуй, самая главная тенденция – падение продаж автомобилей во всех сегментах. С другой стороны, высокая конкуренция среди операторов телематики и падение деловой активности очень сильно отражаются на игроках отрасли. Полагаю, по итогам года мы увидим сокращение количества компаний на рынке.
Одним из основных драйверов роста будет, конечно, ЭРА-ГЛОНАСС. На мой взгляд, мы увидим новые решения от автопроизводителей, которые будут надежнее, информативнее и намного дружелюбнее к пользователю. Новые технологии будут приходить в нашу жизнь всё больше и больше, и именно удобство, простота использования и необходимость таких решений для бизнеса будут определять рынок не только в 2017 году, но и далее.
Назад