Умное автострахование в России набирает скорость
Российское «умное» страхование – это реализация принципа Pay-as-you-drive (плати, как ездишь). Еще два года назад отечественные страховые компании не предоставляли сервис «умное» страхование. Однако уже сейчас Россия, по количеству страховых компаний, предлагающих услуги автомобильной телематики, занимает седьмое место в мире. Эксперты в ходе IV Международной конференции «Умное страхование» также рассказали о тенденциях рынка. Так, в перспективе ближайших пяти лет технологии взаимодействия V2X, решения и услуги для беспилотного транспорта получат широкое распространение. Потенциал проникновения страховой автомобильной телематики в перспективе двух-трех лет останется на уровне 15-20%, а объем рынка уже к 2020 году достигнет 4,1 трлн рублей.
Водители переходят на «умные» полисы
В мире, согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, ущерб от ДТП для национальных экономик ежегодно оценивается в 1-3% от ВВП страны.
Источник: Mobileye в России и СНГ, 2015
В России большинство ДТП происходит при нарушении правил маневрирования, превышении безопасной скорости и нарушении правил проезда перекрестков.
Источник: Meta System, 2015
По мнению экспертов, сейчас на отечественном рынке наблюдается конфликт интересов участников ДТП и страховых компаний. Зачастую пострадавшим клиентам, имеющих «стандартный» страховой полис, приходится обжаловать размер выплат в суде. Чтобы восстановить полную картину аварии, получить более «справедливую» компенсацию и сэкономить на полисе КАСКО, владельцы транспортных средств все чаще обращаются к провайдерам страховой телематики и оформляют полисы «умного» страхования.
Фредерик Брюнето (Frederic Bruneteau), управляющий директор PTOLEMUS Consulting Group, сообщил, что Россия за два года вошла в 10-ку крупнейших стран по количеству программ «умного» страхования. Сейчас в стране работает шесть телематических страховых программ от различных страховых компаний.
Источник: PTOLEMUS Consulting Group, 2015
«В мире мы насчитали 217 активных программ UBI-программ (Usage-based insurance; страхование, основанное на критериях использования транспортного средства). По нашим оценкам, сейчас в мире более 12 млн автовладельцев использует UBI», - рассказал он.
Игорь Ямов, заместитель генерального директора по розничному бизнесу ОСАО «Ингосстрах», в ходе своего выступления сообщил о том, что в конце 2014 года его компания запустила программу «Обратная связь», тарификация по которой учитывает манеру вождения и характер использования автомобиля. Тогда был введен скоринг по новой системе и заключены первые договора с индивидуальными тарифами. Уже сейчас в рамках «умного» страхования в компании накоплена статистика о тысячах полисов.
Предпосылки для развития страховой телематики
В России созданы необходимые предпосылки для развития страховой телематики, но есть и препятствия, которые планируют сообща устранить представители отрасли. Павел Бунин, советник генерального директора АО «ГЛОНАСС», в ходе IV Международной конференции «Умное страхование», сообщил о новом этапе развития страховых сервисов на базе отечественной навигационной системы. Например, 3 декабря 2015 года АО «ГЛОНАСС» и Российский союз автостраховщиков (РСА) подписали соглашение о сотрудничестве. Планируется, что стороны совместными усилиями сформируют требования к техническим средствам контроля, которые фиксируют степень повреждений при ДТП (речь о системе «ЭРА-ГЛОНАСС»), протестируют такое оборудование для фиксации аварии без участия сотрудников полиции («европейский протокол»), а также подготовят предложения по изменению нормативно-технической и нормативно-правовой баз для реализации «европейского протокола».
Источник: АО «ГЛОНАСС», 2015
В РСА добавили, что в России используется две разновидности европротокола (подразумевает, что на место ДТП в случае только механических повреждений автотранспорта вызывать сотрудников полиции не обязательно,с тороны самостоятельно могут урегулировать размер ущерба). Андрей Маклецов, начальник управления европейского протокола Российского союза автостраховщиков, рассказал, что применение «стандартного» европротокола позволяет производить выплаты в размере до 50 тыс. рублей, «безлимитного» - до 400 тыс. рублей. Последний действует только при авариях, произошедших в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области при условии представления страховщику данных об обстоятельствах ДТП, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля. При этом операторы мониторинговых систем (предоставляют сведения о том, как автомобили участников ДТП двигались непосредственно перед столкновением) должны быть аккредитованы в РСА (сейчас это Сервис Партнер (3S-Telematica), Современные Технологии Мониторинга (СКАУТ), Цезарь Сателлит и Мэджик Системз).
Источник: РСА, 2015
Игорь Ямов отметил, что отечественный рынок «умного» страхования находится в стадии формирования и становления, а его потенциал колоссален. Однако существуют сложности развития страхового мониторинга (см. фрагмент презентации).
Источник: Ингосстрах, 2015
Тренды «умного» страхования
Сергей Иревли, директор департамента по развитию и управлению продуктами бизнес-рынка МТС, сообщил о новых рынках для услуг скоринга. «Во-первых, это скоринг водителей – новый шаг в развитии fleet management для автопарков. Во-вторых, это снижение рисков для лизинговых компаний. В-третьих, это комплексные предложения МТС и страховых компаний для b2b клиентов. В-четвертых, предложение «Мой автомобиль» для b2c (статистика поездок - оценка стиля вождения и пре-скоринг - поиск автомобиля - диагностика неисправностей)», - отметил эксперт.
По его словам, МТС в настоящее время лидирует на рынке M2M-услуг. База оператора насчитывает 3 млн SIM-карт (53% отечественного рынка M2M), а к системам мониторинга подключено 20 тыс. автомобилей и 700 тыс. человек.
Как рассказал Андрей Ионин, главный аналитик некоммерческого партнерства ГЛОНАСС, новыми драйверами развития и применения навигационных технологий в сфере транспорта станут:
- Капитализация решений и систем через услуги в автомобиле (страхование, безопасность, удаленное управление, платежи, информация, LBA)
- Решения и услуги для «умного»/беспилотного транспорта (автомобили и дроны);
- Технологии взаимодействия V2X (позволяет транспорту осуществлять беспроводную связь с другими автомобилями и объектами дорожной инфраструктуры, такими, как светофоры и указатели);
- Новые модели пользования и владения автомобилем (онлайн такси, каршеринг, райдшеринг);
- Новые возможности навигации для потребителей («единая» Outdoor/Indoor повышенной и/или гарантированной точности).
Сейчас НП «ГЛОНАСС» совместно со страховыми компаниями формирует рынок «умных» страховых услуг на российском транспорте, совершенствует законодательное и техническое регулирование этой сферы, организует пилотные проекты для отработки технических решений, оборудования, платформ и бизнес-моделей предоставления инновационных страховых сервисов.
Источник: НП «ГЛОНАСС», 2015
Павел Козлов, директор по развитию HERE, отметил, что сейчас парадигма предоставления страховых услуг смещается от «Мы компенсируем ваш ущерб» к «Мы поможем избежать вам рисков и компенсируем ваш ущерб». Однако это лишь один из нескольких трендов на рынке телематического страхования (см. фрагмент презентации).
Источник: Here, 2015
Российский рынок страховой телематики к 2020 году достигнет 4,1 трлн рублей
По оценкам Игоря Ямова, сервисы «умного» страхования в России используют всего 10-15% водителей. Андрей Коженков, заместитель генерального директора по стратегии маркетингу и коммуникациям «Важно. Новое страхование», Потенциал проникновения страховой автомобильной телематики для всего отечественного рынка в перспективе двух-трех лет был оценен экспертом на уровне 15-20%.
Источник: PTOLEMUS Consulting Group, 2015
По словам Фредерика Брюнето, рынок умного страхования в России к 2020 году составит 4,1 трлн рублей. Он также сообщил, что в мире выплаты по UBI составят €55 млрд, из них €38 млрд придется на США. В Европе и России количество установок UBI-оборудования в настоящее время растет. Кроме того, активно развивается страховой телематический рынок Азии, в том числе Китая.
По мнению аналитиков J’son & Partners Consulting, «умное» страхование – это один из наиболее важных трендов в сфере M2M/IoTна транспорте. Количество полисов «умного» страхования в России к 2020 году, по прогнозам аналитиков компании, превысит 3,3 млн единиц.
Назад