Автострахование ждет оцифровка
Пока предложение КАСКО с телематическим оборудованием в России доминирует над спросом. Кардинальные перемены могут произойти совсем скоро, после того, как правительство разрешит использовать умное страхование в системе ОСАГО и «европротокола». Об этом в интервью iot.ru рассказал Юрий Нехайчук, руководитель направления по связям с общественностью компании «АльфаСтрахование». По его словам, следующим существенным изменением может стать уход сервисов автострахования в пользовательские носимые устройства и смартфоны.
- Как вы оцениваете развитие сегмента умного страхования в России и мире в 2016 году и в первом полугодии 2017 года?
- Автомобилисты сейчас вынуждены экономить на всем, в том числе – на сервисах, поэтому пользуются умным страхованием. Продажи автомобилей падают, а владельцы новых автомобилей не оформляют КАСКО. К тому же наблюдается отток клиентов, ранее использовавших КАСКО. Один из немногих способов удержать клиентов – это предоставление полезного функционала.
Кроме того, сервисы умного страхования в России - нишевые и пока не получили широкого распространения. Так, на вопрос: «что такое «телематика» и каковы ее преимущества?» дадут не все автомобилисты.
Телематика - это инструмент для снижения стоимости полиса, однако необходима установка специального оборудования, которое отслеживает параметры и маршруты поездок. К сожалению, некоторые владельцы транспортных средств воспринимают мониторинг вождения как слежку. Отмечу, что страховые компании анализируют не то, куда вы направляетесь, а насколько вы аккуратно управляете машиной.
В целом, пока предложение умного страхования доминирует над спросом. В России порядка пяти-шести страховых компаний, которые, в партнерстве с поставщиками автомобильной телематики, предлагают хороший сервис.
- Какие полезные дополнительные функции получают водители от использования умного страхования?
- У нас есть мобильное приложение, доступное любому клиенту. В этом приложении содержится информация о полисе, автомобиле и т.д. В случае аварии прямо в этом приложении можно сделать фотографии и отправить в страховую компанию. Это избавит автомобилиста, занятого решением вопросов, связанных с ремонтом, от походов в офис страховой компании.
Пользователи также могут отслеживать маршруты, получать средние оценки за вождение, а новички – совершенствовать навыки вождения.
В наших планах – предложить востребованные технологически совершенные сервисы для того, чтобы предложить услуги автомобильной телематики в ОСАГО.
- Каков среднестатистический портрет ваших клиентов, пользующихся сервисом?
- Портрет среднестатистического пользователя сервиса умного страхования таков: это мужчина или женщина в возрасте от 27 до 42 лет, имеющие высшее образование, с зарплатой, выше чем в среднем по региону.
- Какие интересные факты вам удалось выявить, проанализировав информацию о пользователях КАСКО с телематикой?
- Мы выявили несколько интересных фактов среди пользователей, оформивших полис КАСКО с телематикой. Так, женщины-водители попадают в дорожно-транспортные происшествия на 28% чаще, чем мужчины. Однако у женщин это чаще небольшие аварии. Мужчины чаще становятся участниками тяжелых ДТП. Основная причина аварий у женщин - несоблюдение правил перестроения и маневрирования, у мужчин – нарушение скоростного режима.
Удалось определить и регионы, в которых проживают самые аккуратные и неаккуратные водители.
Например, в Перми за выплатами в компанию обратился каждый четвертый клиент (24,2%). Второе место по неаккуратности – у водителей Екатеринбурга (22,2%), третье – у водителей в Казани (21,9%). Далее по рейтингу следуют Москва (21,5%), Новосибирск (20,7%), Санкт-Петербург (17,1%), Хабаровск (15,4%), Красноярск (14,3%), Ростов-на-Дону (13,6%) и Омск (13,5%).
Самые аккуратные водители живут в Центрально-Черноземном районе. Частота ДТП, произошедших в регионе – 7,1%. Лидирует в этом регионе – Белгород, где показатель обращения за выплатами составляет всего 1,1%
- Какие драйверы могут повлиять на развитие рынка КАСКО с телематикой в ближайшие два-три года?
- Рынок умного страхования может вырасти в том случае, если правительство разрешит использовать систему «европротокола» в ОСАГО. «Европротокол» - это, пожалуй, единственный драйвер, который способен «оживить» отрасль. Применение «европротокола» подразумевает, что для оформления ДТП с участием не более двух автомобилей, оснащенных телематическим оборудованием, без пострадавших и жертв, и согласия участников относительно причин аварии, не потребуется вызывать сотрудников автоинспекции и страховых компаний. Страховая компания проанализирует информацию с бортовых устройств и назначит возмещение. Кстати, в системе «европротокола» максимальный размер возмещения составляет 400 тыс.
- Какие тенденции будут преобладать в отрасли умного страхования в России в ближайшие год-два?
- Негативными тенденциями, помимо уже названной стагнации в экономике, может стать распространение беспилотного автотранспорта и самоуправляемых автомобилей. Технологии искусственного интеллекта позволяют предупредить те аварии, которые происходят из-за «человеческого фактора». Однако внедрение автопилотов в автомобили происходит медленными темпами, что дает некоторый оптимизм.
К положительным тенденциям можно отнести возможную унификацию оборудования, устанавливаемого автомобили, а также – увеличивающиеся возможности мобильных устройств, которые смогут прийти на смену стационарного оборудования.
Вероятнее всего, автострахование - один из первых сервисов, который уйдет в гаджеты. Сейчас таким гаджетом выступает телематический блок, устанавливаемый в автомобиль, а вскоре таким девайсом сможет стать смартфон, умные часы, фитнес-браслет и т.д. Дело в том, что автострахование – это услуга не первой, а экстренной потребности. Чем раньше информация об обстоятельствах аварии поступит в страховую компанию – тем оперативное будут решены вопросы возмещений.
Подготовил Виталий Мосеев
Назад