Дмитрий Смит: «В киберспорте есть две потенциальные революции, связанные с Интернетом вещей»
Россия признала киберспорт первой
— Изменилось ли в России отношение к киберспорту после того, как в 2016 году его признали официальным видом спорта?
— На самом деле, еще в 2001 году Россия стала первой страной в мире, где киберспорт был признан официально. В 2006-м он временно потерял свой статус — по формальным причинам. Повторное включение в 2016 году в реестр Министерства спорта РФ стало подтверждением не только статуса киберспорта, но и результатов нашей работы. А работа проделана колоссальная: открыты региональные отделения по всей стране, проведено множество соревнований с правильным протоколированием результатов, на базе Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФК) работает лаборатория по изучению влияния на здоровье и перспектив компьютерного спорта. И это только то, что на поверхности.
Что касается отношения, то работа над популяризацией компьютерного спорта — одно из важных направлений деятельности Федерации. И постоянно растущее число участников, зрителей наших мероприятий, например, Кубка России — главное подтверждение, что мы движемся в правильном направлении.
— Какие крупные турниры сейчас проводятся на территории России?
— В 2016 году в Москве прошли турниры Epicenter, где за крупные призовые боролись лучшие команды мира. Соревнования посетили около 15 000 зрителей и миллионы смотрели онлайн-трансляцию. Но таких масштабных турниров проводится мало и в России, и в мире, к тому же, принять в них участие может далеко не каждый. Этим и отличаются от коммерческих соревнований спортивные, которые организует Федерация компьютерного спорта. Например, только в 2016 году во Всероссийской Киберспортивной Студенческой Лиге приняло участие 3 264 игрока, в Кубке России по киберспорту – 5 687 человек.
— Кубок России — главный национальный турнир?
— Прежде всего это отличная возможность для игроков заявить о себе, начать киберспортивную карьеру. В прошлом году соревнования проводились в трех дисциплинах: Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive и Hearthstone. Призовой фонд Кубка, включая призы для победителей региональных отборочных, составил 5,6 миллионов рублей, отборочные соревнования проводились от Москвы до Владивостока. В 2017 году Кубок будет еще масштабнее и интереснее – подробности мы объявим в ближайшее время.
Как стать успешным комментатором компьютерного спорта
— Проводятся ли в России трансферы между командами, как это происходит в Китае, США, Южной Корее, где игроков приобретают за десятки тысяч долларов?
— В России трансферы, конечно, проводятся. Кроме того, иногда наши игроки становятся легионерами иностранных команд. Мы со своей стороны стараемся создать максимально комфортную для развития киберспорта «экосистему», когда у спортсмена есть четкая карьерная лестница и он имеет все возможности, чтобы по ней двигаться.
Только за прошлый год на территории СНГ было совершено порядка десяти трансферных операций, среди которых можно выделить, например, приобретения Virtus.pro в Dota 2 или Tornado.RoX в League of Legends.
— Идет ли работа по систематизации деятельности ФКС: чемпионаты, команды, тренеры, игроки, агенты? Как, например, получить лицензию тренера по киберспорту?
— Именно этой работой мы активно занимаемся. ФКС внедряет систему рейтингов для присвоения разрядов и званий спортсменам, разработала 16-часовые курсы для судей, позволяющие их впоследствии аттестовывать и рейтинговать, проводит аккредитацию спортивных площадок на основании четкого списка требований. У нас большие планы, это долгий путь: но мы, я считаю, движемся по нему семимильными шагами.
Кроме того, на базе культурного центра ЗИЛ мы читаем лекции и проводим воркшопы. Из последнего — «Профессия комментатор, или как стать успешным комментатором киберспортивных состязаний» и «Киберспортивный менеджмент. Организация киберспортивного мероприятия».
Любой желающий может узнать, как ему присоединиться к индустрии киберспорта в качестве игрока, стримера, комментатора, судьи или менеджера. В дальнейшем образовательное направление нашей деятельности будет только развиваться.
— Как попасть в команду по киберспорту? Есть ли государственные секции и если нет, то когда планируется их открывать?
— С одной стороны, сегодня все просто: достаточно собрать команду или участвовать в индивидуальных дисциплинах — FIFA, Hearthstone и т.д., показывать хорошие результаты в интернете или на соревнованиях — например, на Кубке России — и ждать приглашения от киберспортивных организаций. Стриминговые сервисы и онлайн-материалы представляют сегодня отличные возможности для обучения, «спортивное оборудование» также является вполне доступным, что хорошо видно по числу и активности участников Кубка России в восьми федеральных округах страны.
С другой — конечно, мы планируем открытие секций, так как без них сложно представить себе полноценное развитие спортивной инфраструктуры. Несмотря на все преимущества онлайн-обучения, занятия с преподавателями представляют собой большую ценность. Кроме того, любая секция способствует возникновению команд и росту соревновательного духа.
Мы идем по корейскому пути
— Меняется ли социальный статус киберспортсмена? Многие считают таких людей гиками.
— А как вы думаете, если молодой человек начинает зарабатывать деньги своим серьезным увлечением, меняется ли к нему отношение? Знаете, самый распространенный ответ на вопрос (он часто задается на стримах или соревнованиях): «Как родители относятся к тому, чем ты занимаешься?», звучит так: «Сначала не понимали, но, когда я стал зарабатывать, начали поддерживать». И это первая стадия — поддержка родных и друзей. Потом, очень постепенно, появляется одобрение общества.
Если серьезно, в Корее уважение к киберспорту сформировалось далеко не за один день — этому предшествовала серьезная совместная работа местной спортивной федерации, спонсоров, издателей игр и производителей электроники, государства. Мы идем по такому же пути.
— Знакомы ли вы с таким понятием, как Интернет вещей? Какие самые современные технологии используются в киберспорте?
— Думаю, что с понятием интернета вещей сейчас знакомы практически все — учитывая, что он постепенно все больше окружает нас. Если говорить о современных технологиях в киберспорте, то я вижу, как минимум, две потенциальные революции. Первая — стриминговые сервисы, которые совершили переворот в медиапространстве. В результате мы получили независимый от традиционного телевидения мир, в котором каждый может быть ведущим или комментатором, где своя аудитория и свой рекламный рынок. И главное — абсолютное отсутствие границ, когда вы можете смотреть корейский или китайский стрим турнира, сидя в своем любимом кресле, без всякой подписки на иностранное ТВ.
Вторая потенциальная революция — это виртуальная реальность, которая, как и Интернет вещей, охватывает все новые сферы нашей жизни. Не буду говорить, что уже завтра зрители и кибеспортсмены станут участниками одного виртуального пространства, но это будущее, и оно не за горами.
источник главного фото: Roman Kosolapov
Назад